Какие пособия переизданы к новому учебному году, рассказали в Национальном институте образования

Фото из архива
Фото из архива
 Ряд учебных пособий был доработан и переиздан к новому 2022-2023 учебному году, рассказала журналистам заместитель директора по методической работе Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Людмила Романовская, передает корреспондент БЕЛТА.

«Мы завершили в прошлом учебном году масштабный процесс, который называется обновление содержания общего среднего образования, изданием 217 новых учебников. Они были поэтапно внедрены в образовательный процесс. К новому 2022-2023 учебному году мы учебные издания переиздаем. Важно отметить, что мы их не перепечатываем, а при подготовке к переизданию совершенствуем», — отметила Людмила Романовская.

Таким образом к новому учебному году издательским центром Национального института образования подготовлены учебные пособия для второго класса «Літаратурнае чытанне», «Литературное чтение», для четвертого — по математике. Для пятого класса переизданы пособия по искусству (отечественной и мировой художественной культуре) — это совместный проект с издательством «Адукацыя і выхаванне», «Человек и мир» — с издательством «Народная асвета». Для шестого класса усовершенствованы издания по физической географии (совместный проект с «Народной асветой»), по белорусской литературе (подготовлено издательским центром Национального института образования). Больше всего к этому учебному году пособий переиздано для 7-го класса: по алгебре, геометрии, физике, биологии («Народная асвета»). Также переиздано шесть учебников по иностранным языкам — традиционно в этом плане сотрудничество ведется с издательством «Вышэйшая школа».

По словам Людмилы Романовской, издания претерпели изменения в разной степени. Наиболее существенно обновились учебные пособия по географии для шестого класса и по искусству — для пятого. «Авторы и методисты Национального института образования хорошо поработали с текстами пособий, они облегчены, уменьшено количество терминов, обязательных для запоминания. Например, в учебнике по географии для шестого класса уменьшено количество географических названий, которые учащиеся должны знать наизусть и уметь показать на карте», — отметила она.

В учебнике по искусству за счет облегчения учебного материала выделены специальные параграфы для проведения уроков творчества. Проводить такие уроки в конце четверти было пожеланием учителей, заметила заместитель директора института.

Еще одно новшество этого учебного пособия связано с электронным приложением. Ранее оно было на диске (как и электронное приложение к учебным пособиям по иностранным языкам). «Мы усовершенствовали эти электронные приложения с учетом того, что неудобно на практике использовать диски. Теперь это пособия с электронным приложением, которое размещено в облаке, с доступом через QR-код. Это очень удобно и здорово расширяет образовательный контент учебника и позволяет сделать максимально эффективным образовательный процесс: эти электронные приложения содержат очень много видео-, аудиоматериалов», — сказала Людмила Романовская.

Отдельно она остановилась на механизмах, благодаря которым учебники становятся лучше от переиздания к переизданию. Самый проверенный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент — это опытная проверка. Также используется анкетирование. За время обновления содержания общего среднего образования участие в анкетировании по вопросам качества обновленных учебных пособий приняли более 170 тыс. учащихся и более 50 тыс. учителей. Результаты размещены на Национальном образовательном портале. В ходе республиканского мониторинга качества образования вопросам научно-методического обеспечения уделяется должное внимание.

В результате вся информация от участников образовательного процесса аккумулируется, анализируется, обсуждается вместе с авторскими коллективами. Совместно вырабатываются те направления, по которым дорабатывается учебное пособие, в том числе в ходе редакционно-издательской подготовки. Доработке подлежит не только дидактический материал и содержание учебного пособия, но и оформление, иллюстративный материал, ссылки на дополнительный образовательный контент. В результате получается учебное пособие доработанное, переизданное, пояснила заместитель директора института.

Она подчеркнула, что не каждая страна располагает достаточными ресурсами — интеллектуальными, материальными, техническими — чтобы национальный учебник был добротным, красивым, хорошо иллюстрированным, в хорошей обложке и с достаточной периодичностью переиздавался, как это происходит в Беларуси.

БелТА