РЕПОРТАЖ из кабины калинковичского комбайнера со стажем свыше четверти века

Всегда и во всем лидер, есть у него такая струнка» — такую характеристику дает работнику директор ОАО «Прудокское» Калинковичского района Сергей Яросевич. Тоном менеджера руководитель продолжает рассказ о комбайнере Андрее Воробье: «Он у нас зачинатель в любой работе. Если мы приступаем к заготовке кормов, ставим его ответственным звеньевым. Всегда делаю ставку на него. Все настроит грамотно, чтобы не потерять такое дорогое сейчас время. Если надо, и под свет фар отработает, но с задачей справится». Семью Воробей называют золотым фондом крепкого коллектива предприятия. Династия хлеборобов на слуху в кругу тружеников села не только в районе, но и региона в целом. Для 60-летнего Андрея Григорьевича число уборочных сезонов давно перевалило за два десятка. Чем не повод для знакомства? Корреспондент БЕЛТА на час стала помощником комбайнера.

Старенький, но досмотренный комбайн аккуратно и уверенно выдерживает геометрию поля. Останавливается на пару минут, чтобы подсадить нового помощника, скорее — отвлекающего корреспондента.

Поднимаюсь по лестнице в кабину — встречает теплая улыбка, добрый свет голубых глаз. Андрей Григорьевич по-отечески спокоен и рассудителен. Сначала предусмотрительно подает чистый платок — вытереть руки после поручня. Без пыли в поле не бывает. Затем подробно и терпеливо рассказывает об устройстве своей «Лиды-1300» и историю их встречи более 20 лет назад. Эту машину в хозяйстве называют легендой, она почти раритет. Ее ровесниц в других предприятиях давно списали, а эта в строю. И все благодаря должному вниманию преданного делу комбайнера.

 

Многотонная машина легко маневрирует и подчиняется комбайнеру. «Я же его с завода сам пригнал. С тех пор и не расстаемся», — говорит Андрей Григорьевич Воробей. В эту страду только за 10 дней намолотил 400 т, примерно по 37-42 т в день.

Андрей Воробей на этом комбайне приступил к 21-й уборочной, а в советское время отработал еще пять сезонов на «Ниве», которую к тому времени уже списали. В колхозе посчитали, что агрегат отслужил свое. «Тогда Союз разваливался — никому не было дела до списанного, но и новой техники не давали. Занялся им и реанимировал. Молодой, здоровый был, с воспитанием советского человека. Сделал и поехал», — вспоминает Андрей Григорьевич. Итого уже 26-я уборочная страда.

Самую первую уборочную вспоминает с улыбкой. До этого он работал шофером, поэтому свой путь в агросфере начинал помощником. «Были люди, учителя, которых уже нет. Бывший председатель Александр Николаевич Кагай сразу поддержал. Сказал, что готов мне выделить трактор, но попросил присмотреться к комбайну. И все пошло. В советское время у нас было много комбайнеров, которые в передовиках ходили. Вот у них и учился. Потом Союз рухнул, пришел наш Президент и начал уделять нашему сельскохозяйственному делу внимание. Тогда же и начали сборку этих «Лид» при поддержке иностранных товарищей на бывшем авторемонтном заводе в Гродненской области. У моей «Лиды» 51-й производственный номер на борту. С тех пор каждый сезон выезжаю и молочу на нем. Это часть моей жизни», — улыбается комбайнер.

«Не холодно? А то сделаю температуру на кондиционере теплее», — заботливо уточняет Андрей Григорьевич. За бортом — больше 30 градусов со знаком плюс, в кабине легкая прохлада. Уточняю про агрегат — не тюнингованный ли. «Обижаешь, родной кондиционер. Техника при должном досмотре работает как часы», — смеется комбайнер и объясняет устройство и предназначение всех датчиков на панели и рычагов.

«Сегодня погода мягкая. Сейчас идем по полю 4 км/ч. Иногда приходится ползти 1,5 км/ч, ведь жито может где-то лежать, или на участке заросло сорняком. Бывает и 6 км/ч можно дать. Все зависит от состава почвы, от грунтовых вод, от погоды тоже. Глянь, перепела вылетают. Надо аккуратно, они тут тоже гнездятся, да и зайчики выскакивают. Бывает, и косули маленькие встречаются. В прошлом году олени ходили прямо возле гряды. Романтики в нашем деле хоть отбавляй. Утром встанешь часов в пять, птички поют так красиво, которых днем не услышишь. Вечером возвращаюсь, кто-то уже и дремлет, наверное, а сверчки заводят свои песни. Надо просто уметь заметить это», — говорит хлебороб.

По молодости Андрей Воробей знатно поколесил по Советскому Союзу — перегонял машины из заводов в район. «Была такая профессия — гонщик. Едешь на поезде или летишь на самолете в любую точку большого союза. Приезжаешь с доверенностью, где указано, что ты прибыл за техникой для Калинковичского района Гомельской области Белорусской ССР. Согласно очереди получаешь машину, у которой 0,05 км на спидометре, заводишь и едешь 2,5 тыс. км домой без навигатора. Правда, в армии меня хорошо научили ориентироваться по картографической схеме. Машина новая, грузовая, на ней же не поедешь 120-130 км/ч, как на «Мерседесе» сейчас. Максимальная разрешенная скорость тогда была 70 км/ч. Я же по автобанам ездил еще раньше, чем те ребята, что малиновые пиджаки носили», — рассказывает с улыбкой хлебороб.

При всей видимой легкости общения концентрация у комбайнера на все 100%. «Конечно, 10 часов каждый день надо в этом комбайне провести и смотреть все внимательно. На поле может и камень быть. Стоит лишний раз в зеркало глянуть — может, полоска какая осталась не срезана. Тут вращающихся деталей больше, чем органов в нашем теле. Если вдруг что-то пошло не так, сразу слышен посторонний шумок. Я же практически живу с этим агрегатом, поэтому сразу все замечаю. И когда все отлично, приятно. Срезалось, очистилось, подалось — посмотрите, уже бункер почти полный. Без желания и терпения в нашем деле ничего не будет», — называет аграрий слагаемые успеха.

Вслед за отцом в хозяйство пришли и сыновья Андрей и Сергей. Семейные команды идут рядом по хлебной ниве. Старший сын Андрей — помощник в экипаже отца, а также на отвозке зерна задействован. Семейный подряд не знает конкуренции. Сплошные плюсы: с легкостью решаются все вопросы по ремонту, поддержке и др.

«Мы же друг друга понимаем даже без слов. Я не успел остановиться, а он уже знает, что надо взять в ящике и как прикрутить. Пару минут — и дело готово, поехали дальше», — рассказывает глава династии. 400 т намолотил за 10 дней. Всего за более четверть века работы в хозяйстве в личном зачете Андрея Воробья-старшего — около 16 тыс. т зерна.

Еще одна гордость Андрея Григорьевича — второй экипаж, с которым делит зерновой клин. На комбайне «Гомсельмаш» убирают урожай сын Сергей с супругой Светланой. Этот семейный экипаж четвертый год подряд открывает парад тысячников в Калинковичском районе. «В этом году как-то незаметно к тысяче тонн подошли. Казалось, только недавно вышли в поле», — делится Сергей. К слову, именно в тандеме с супругой вышли на такую завидную стабильность.

Светлана — воспитатель в детском саду. На время каникул заступает на помощь аграриев. «Теперь сама знает, где днями пропадаю», — с улыбкой рассказывает комбайнер, с теплом поглядывая на своего прекрасного помощника. Пара признается, непонимания нет ни в поле, ни в жизни. Как помощник комбайнера Светлана справляется со всеми задачами: что-то подать, где-то почистить, подсобить. Работа не совсем женская, но вместе с супругом все по плечу. Дополняют друг друга идеально. Результат — уверенные лидеры уборочной страды.

Сергей, как и когда-то его отец, начинал с помощника. «Наверное, еще и прав тогда не было у него. Потом перешел на комбайн, а четыре года назад получил гомсельмашевский — GS13A1 Pro. И уверенно первым в районе тысячу намолачивает. Все потому что он никаких комбайновских академий не оканчивал, а здесь в моем комбайне и вырос. Еще со школьной скамьи приходил ко мне: «Батя, дай попробую». И пустил его за руль. Он втянулся, его захватило. Теперь уборочную страду ждет так же, как и я. Ходит и наблюдает, как зерно наливается», — радуется отеческое сердце.

Идем ровно круг за кругом. Как только наполнится бункер, на панели появится сигнал и начнет светиться мигалка. Водитель видит и подъезжает за зерном. Так происходит и сейчас.

К слову, Андрей Воробей и его сыновья не сторонники выгрузки на ходу. «С технической точки зрения для нас это не проблема, но есть свои моменты. В характеристике комбайна указано, что отгрузка должна производиться при остановке. Дело в том, что откинутая на 3-4 м труба при дополнительной нагрузке может повредиться. А в движении порой по ямкам, при ветре не избежать и потерь зерна. А мне на старость лет эта печаль не нужна. Представьте, что вы на вытянутой руке держите наполненную трехлитровую банку и при этом движетесь. Примерно то же самое», — объясняет ситуацию с точки зрения физики аграрий. Обычно к полудню Андрей Григорьевич 3-4 раза выгружает зерно.

«А вот и Сережа мой намолотил. Остановился и труба откинута. Остается небольшой кусочек на этом поле. Хватит нам и ему. Что мы с сыном площадь эту не поделим что ли? Эх, жалко, это поле без столбов, я бы показал маневры филигранности», — сожалеет комбайнер со стажем.

Глава династии заверяет: каждый день в поле для него в удовольствие. В межсезонье даже успевает соскучиться по своему напарнику-комбайну.

Главная отдача — полное удовлетворение от своей работы. «Это любимое занятие по жизни. Да, утомляешься за сезон, потом приводишь технику в порядок после уборки и до следующей страды остается 2-3 месяца, а душа тянется опять. Я и поле на тракторе пашу, и кукурузу сею, и химией занимаюсь. Потом приятно посмотреть, если все качественно и аккуратно сделано. Бывает, что люди со стороны, далекие от нашей сферы, удивляются, как ровно борозды идут на большом поле. Уже приятно только от этого разговора, что замечают и другие твою работу. Конечно, будет стыдно, если человек с седой головой и что-то наотмашь делает, лучше тогда и не начинать», — говорит хлебороб.

В Калинковичском районе уже стало хорошей традицией чествовать семейную династию Воробей. Из года в год — исключительно за результат.

По словам директора агропредприятия Сергея Яросевича, это люди, которые по-настоящему любят свою землю, переживают за результат, а все успехи приумножают в общем семейном зачете.

О своей семье и супруге комбайнер говорит с исключительной нежностью. Дети, четыре внучки и два внука — отрада для глаз и души. «Вижу, у Сашки горит глаз, интерес к комбайну есть. Может, и получится что. Поживем — увидим», — улыбается Андрей Воробей-старший. А это значит, что династия комбайнеров в Калинковичском районе может быть продолжена.

БЕЛТА.