Кто, кому и что должен: Польша требует репараций, обостряя отношения с партнерами по Евросоюзу, а Беларусь – уважения к независимости и исторической памяти своего народа

Кто, кому и что должен: Польша требует репараций, обостряя отношения с партнерами по Евросоюзу, а Беларусь – уважения к независимости и исторической памяти своего народа
Всем, кто хоть сколько-нибудь следит за новостной повесткой, известно, что Польша в недавнем прошлом вновь потребовала от Германии военных репараций, чтобы возместить ущерб, нанесенный стране в годы Второй мировой войны. Вслед за этим польский президент Анджей Дуда в одном из интервью высказал идею, что денег Варшаве должен не только Берлин, но и Москва. Канцлер Германии Олаф Шольц уже заявил, что тема выплаты военных репараций закрыта. В то же время язвительную усмешку вызывает у экспертов вопрос, как в современных политических реалиях Дуда намерен «стрясти» денег с России.

Все это ни что иное как ситуативная политика, отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, общаясь с журналистами во время посещения мемориального комплекса «Хатынь».

По словам Главы государства, польское руководство само обостряет отношения с некоторыми странами (Германия – самый яркий тому пример), и польский народ за такое, безусловно, спросит. Когда придет время пожинать плоды авантюризма и недальновидности.

«Ради бога, пусть требуют. Может, и нам они должны. Но встает вопрос: а в период до 1939 года какой ущерб они нам принесли? Вы как думаете это компенсировать? С головой надо дружить. Прежде чем требовать от немцев компенсацию, подумай, что ты же тоже кому-то должен. Это такая безмозглая ситуативная политика», – отметил белорусский лидер.

Недавно Беларусь отметила значимый для страны государственный праздник – День народного единства. 17 сентября 1939 года произошло воссоединение западных и восточных земель страны. Событие принято считать актом исторической справедливости в отношении белорусского народа.

И совершенно понятно, почему Глава государства, общаясь с журналистами на острую политическую повестку, задался вопросом о том, какой ущерб Польша принесла нам, белорусам?! Но озвучено это было вовсе не с претензией, а желанием достучаться до здравого смысла польских политиков.

И все же приведем пример суждения историков.

– До какой нищеты были доведены жители «кресов всходних», можно судить по официальной статистике. Среднегодовое потребление мяса в Западной Беларуси, например, составляло менее половины от нормы потребления его жителем центральной Польши – всего десять килограммов, а то едва четыре кило на человека. За более продолжительный рабочий день (12–14 часов) белорусский рабочий получал наполовину меньше рабочего Лодзи и Варшавы, – отмечает Владимир Егорычев, кандидат исторических наук, член Союза писателей  Беларуси. – В начале 30-х годов состоялись многочисленные забастовки на промышленных предприятиях Белостока, Вильно, Бреста, Гродно, Пинска, Слонима и других городов. Наиболее значительными выступлениями крестьян являлись Косовское, Осташинское, Кобринское. Широкую известность получили выступления нарочанских рыбаков. Польские власти, подавляя эти выступления, не останавливались даже перед применением вооружённых сил и тюремным заключением многих участников протестных акций.

Но хуже того, подчеркивает историк, что польскими властями даже не скрывалось, что проводится политика целенаправленного уничтожения белорусской нации. Варшава практически сразу взяла курс на жесткую полонизацию. Самый простой факт, подтверждающий, что белорусской национальной идентичности в составе Польши грозила смерть, это то, что к 1938-1939 учебному году все белорусскоязычные школы были переведены на польский язык.

И все же граждане нашей страны не ждут никакой компенсации, а хотят лишь жить в мире и согласии, всегда готовы протянуть руку дружбы и помощи в трудную минуту, а взамен требуют лишь одного: чтить свою историческую память, не осрамляя ее фейками и пренебрежением, уважать независимость, суверенитет и самостоятельность своей страны.