Взрывы на «Северных потоках»: газовая война перешла в горячую стадию

Взрывы на "Северных потоках": газовая война перешла в горячую стадию

В газопроводе «Северный поток» рухнуло рабочее давление.

Умелые руки неизвестных авторов разожгли новый пожар: информационное пространство взорвали сообщения о том, что на магистральных нитках газопроводов «Северный поток» внезапно рухнуло рабочее давление. О версиях аварии на газопроводах, а также о бросающихся в глаза «совпадениях» говорится в статье обозревателя РИА Новости Сергея Савчука, опубликованной на сайте агентства, передает БЕЛТА.

От шутки до диверсии

Новость вначале воспринималась как неудачная шутка, но довольно быстро подтвердились самые мрачные ожидания. Первым стену молчания пробил оператор газопровода Nord Stream AG, который официально признал факт падения давления в магистрали «Северного потока — 2», а чуть позднее и на «Северном потоке — 1». Стало известно о повреждении сразу трех транспортных ниток — двух на СП-1 и одной на СП-2. Географически инциденты произошли северо-восточнее (в первом случае) и юго-восточнее (во втором случае) датского острова Борнхольм.Пока оператор собирал и анализировал данные, а Кремль готовил осторожное заявление, в прессу была вброшена версия о случайном характере повреждения магистральной трубы. В качестве возможного варианта рассматривался, например, пробой в результате зацепления якорем одного из судов, находившихся в этом районе. Версия не выдержала даже малейшей проверки, так как точки инцидентов географически разнесены более чем на 20 км, да и сама труба, согласно строжайшим проектным требованиям, должна с запасом выдерживать падение или зацепление в результате волочения якоря любого из существующих типов судов.

Следующим слово взял пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: назвав происходящее беспрецедентным случаем, он не исключил, что имела место спланированная диверсия.

Инцидент поистине небывалый, но западные издания не просто забыли автоматически обвинить во всем подлых русских, но массово поддержали версию Кремля. Одной из первых с весьма недвусмысленным утверждением вышла немецкая Tagesspiegel, которая еще вечером понедельника отметила, что трубы, скорее всего, взорваны и к этому причастна либо Украина, либо силы, оказывающие ей всемерную помощь. Эта публикация запустила целую лавину аналогичных текстов, одним из которых, к примеру, была статья в Berlingske. Издание со ссылкой на Датское энергетическое агентство сообщило, что на месте аварии почти гарантированно не просто трещина или нарушение герметичности трассы, а крупная пробоина.

Дальше события полетели со скоростью пылающего метеорита.

Буквально через пару часов после описанных публикаций правительство Германии выступило с заявлением о том, что начато специальное расследование аварии с привлечением федеральных спецслужб. Особо было подчеркнуто, что Берлин рассматривает случившееся исключительно как целенаправленную диверсию. Еще через пару часов датчане опубликовали видео с места события, на котором хорошо видно, как поверхность моря бурлит от поднимающегося газа, который при контакте с водой образовал хорошо заметное пятно.

Неслучайные совпадения

Анализируя имеющиеся на сегодняшний день факты, Сергей Савчук обращает внимание на целый ряд событий, которые трудно назвать обычными совпадениями.

Оба «Северных потока» идут от балтийского берега России и упираются в побережье Германии, при этом маршруты газопроводов не идентичны и не параллельны в основной своей части. Средняя глубина залегания трубы — она именно лежит на дне, а не закопана в грунт — около 100 м. Известно, что СП-1 поврежден в районе, где глубина варьируется в пределах 45-50 м, а СП-2 разрушен на глубинах 50-60 м. Вроде бы мелочь, но только на первый взгляд.

Помимо устных заявлений Москвы и Берлина, уже поступили данные из сейсмоцентра Швеции, который однозначно утверждает, что на месте утечек перед этим были зафиксированы колебания магнитудой не менее 2,3 балла. Профильные специалисты уже пересчитали это в соответствующие величины и пришли к выводу, что газопроводы могли быть взорваны зарядами мощностью не менее 100 кг в тротиловом эквиваленте.

Полтора года назад, а именно в апреле 2021 года, на Балтике проходили военно-морские учения стран НАТО, основную скрипку в которых играли боевые корабли ВМФ Польши. По непонятным причинам район учений располагался в непосредственной близости от участка, где в тот момент укладывало трубу «Северного потока — 2» судно «Фортуна». Польские корабли и самолеты, казалось, не имели никакой другой цели и концентрированно кружились вокруг сугубо мирной «Фортуны». Одновременно с этим Варшава устроила форменную истерику в широкой западной прессе, пугая весь мир тем, что на трубопроводе будет установлено некое российское шпионское оборудование. Как водится, обвинения не были подкреплены ни единым фактом, но послевкусие, что называется, осталось.

По еще одной невероятной случайности буквально сразу по завершении учений началась активная фаза строительства газопровода Baltic Pipe, который должен был связать Норвегию с Польшей. Примечательно, что строительство стартовало после длительного и крайне скандального согласования прокладки норвежско-польской трубы с пересечением магистрали «Северных потоков».

Уже тогда российские военные специалисты обращали внимание на потенциальную опасность для российского газопровода, рассматривая именно угрозы диверсионного характера. Одним из наиболее вероятных рассматривался способ выведения «Северного потока» из строя путем применения боевых пловцов либо ударом необитаемых подводных аппаратов (НПА). Первая версия (ввиду значительных глубин залегания) оценивалась как маловероятная, а вот вторая считалась практически гарантированной, особенно учитывая тот факт, что НПА на вооружении региональных стран западного военного блока — изрядное количество. Данный тип оружия управляется по оптоволоконному кабелю, имеет камеру наведения, гидролокатор и грузоподъемность, позволяющую доставлять к месту удара сто и более килограммов взрывчатки.

К чрезвычайным странностям можно также отнести нахождение в последнее время в этом районе группы боевых кораблей ВМФ США под командным вымпелом десантного корабля USS Kearsarge. Согласно открытым данным с авиатрекеров, ударные вертолеты уже месяц барражируют максимально близко к Борнхольму.

Сюда же в копилку можно добавить и июльскую публикацию в профильном журнале Sea Power, в частности там упоминаются успешные испытания подводных ударных аппаратов, которые — что не является секретом — применялись и в ходе последних натовских учений Baltops-22. Они проходили в непосредственной близости от датского острова и завершились буквально вчера, сразу после взрывов на российских газопроводах.

Еще одним «совпадением» стало то, что российские газопроводы вышли из строя в понедельник, а уже во вторник Польша торжественно отчиталась в запуске в работу газопровода Baltic Pipe.

Кому труба друг, а кому — враг

Дольше всех по поводу произошедшего молчали Соединенные Штаты, и лишь вчера к вечеру в медиапространстве появился госсекретарь Энтони Блинкен, который ограничился сухим заявлением, что саботаж на «Северных потоках» не отвечает интересам ни одной из сторон. Правда, Блинкен не уточнил, о каких именно сторонах идет речь.

Бенефициаров от работы СП-1 и СП-2, если смотреть с точки зрения государственности, ровно два — это Россия и Германия. Для первой это стабильный рынок сбыта, для второй — надежный энергетический базис, позволяющий проводить такие эксперименты, как отказ от атомной энергетики без боязни заморозить население и промышленность. «Северный поток — 2» с момента укладки первой трубы сопровождала беспрецедентная истерика либерального западного истеблишмента и СМИ — вряд ли вообще в истории был более ненавистный для западной демократии проект. Трубу, невзирая на все сложности, все-таки дотянули до Грайфсвальда и даже заполнили техническим газом, после чего случились известные события и Берлин, проявлявший крайнее неудовольствие, под коллективным давлением был вынужден поставить на проекте крест.

«Северный поток — 1» работал с максимальной нагрузкой ровно до момента вывода газоперекачивающих агрегатов на компрессорной станции «Портовая» на планово-предупредительный ремонт. Первая же турбина от немецкого Siemens была фактически похищена Канадой, куда ее доставили на завод для проведения техобслуживания. Германия практически с боем вырвала свою собственность обратно, но здесь подошел срок остальных агрегатов — и стало понятно, что рассчитывать на полные мощности СП-1 немцам не стоит.

Стоит отметить еще раз, оба проекта были уничтожены не Россией, которую хором обвиняли в использовании некоего энергетического оружия, а Западом под предводительством США. Последние приложили максимум усилий, чтобы не допустить запуска трубопроводов, получения Россией денег, а Германией — природного газа.

В итоге Россия физически отрезана от Европы, поскольку ремонт трубопровода займет неизвестное количество времени, которое уже оценивается в месяцы. Германия на всех парах влетает в отопительный сезон, вооруженная лишь маневровыми запасами в собственных ПХГ, докупая необходимый газ в Польше, хотя многие десятилетия было ровно наоборот.

Польша же запускает новый газопровод, увеличивает свой вес на рынке Европы и попутно свергает с безоговорочного пьедестала Евросоюза своего заклятого исторического противника Германию, которая теперь попадает в вассальное положение от поставок СПГ из-за океана.

На фоне произошедшего цены на природный газ в Европе взлетают до небес, за одну сессию подорожав более чем на $400 и преодолев отметку $2100 за тысячу кубометров.

А под занавес этой напряженной истории на сцене появляется украинский «Нафтогаз», который обвиняет «Газпром» в том, что он не прокачивает газ через украинскую ГТС, и требует либо возобновить поставки, либо выплатить громадную неустойку.

«Как много случайных совпадений, если посмотреть на происходящее тренированным глазом, согласитесь», — заключает автор.