Как расследуются дела экстремистской и террористической направленности? Рассказали в СК

Рассказал заместителем председателя СК Анатолий Васильев.

Следователи продолжают получать все новые доказательства незаконной деятельности приверженцев радикальных взглядов. Некоторые граждане спонсируют экстремистскую деятельность, другие же решаются на террористический акт… Однако жесткость принятия мер по пресечению этих преступлений говорит об одном — все нарушители будут установлены и ответят по всей строгости закона. О расследовании громких преступлений и почему те, кто повелся на посулы беглых, — лишь расходный материал для них, журналисты СБ поговорили с заместителем председателя Следственного комитета Анатолием Васильевым.

Рельсовый террор

Как пояснил зампредседателя, Следственный комитет расследовал свыше 30 уголовных дел по статье «Акт терроризма», часть из них сейчас находится в производстве у следователей, по части принято решение и они направлены в прокуратуру для последующего рассмотрения в суде.

— По ряду уголовных дел уже вступил в законную силу обвинительный приговор суда. В частности, речь идет о терактах на железнодорожных и автомобильных путях. По призыву отдельных экстремистских телеграм-каналов нашлись «самородки», которые поставили на чашу весов чуть ли не свою жизнь. Впечатлились призывами деструктивных чатов, которые не думают о судьбах людей, последствиях, и призвали бороться с собственной страной. Такие преступления совершались по заданию иностранных кураторов экстремистских сообществ. Поэтому в отдельных случаях преступникам дополнительно вменяется и измена государству. Это все говорит о том, что полный спектр действий отдельных граждан изучается с точки зрения всего Уголовного кодекса. Статьей 289 «Акт терроризма» мы не ограничиваемся, а всем действиям виновных лиц даем принципиальную правовую оценку, — дополнил Анатолий Васильев.

Увеличения числа экстремистских преступлений нет

С 2020 года в нашей стране зафиксировано более 11 тысяч преступлений экстремистской направленности. Подавляющее большинство из них связано с постэлекторальным периодом. Если говорить про текущий год, то их зарегистрировано 4,3 тысячи, но при этом больше половины совершено в 2020 — 2021 годах. Поэтому можно сделать вывод, что увеличения количества таких преступлений нет.

— Если говорить о механизме совершения подобного рода злодеяний, то чаще всего они совершаются за пределами нашей страны и в интернете. Экстремистские телеграм-сообщества — это рассадник преступной деятельности. Однако комплекс мер свидетельствует о том, что мы купируем эту ситуацию. Сейчас ужесточена ответственность за создание экстремистского формирования, участие в нем, финансирование. Все непременно будут установлены — цифровой след в интернете остается навсегда. Поэтому тем, кто уже преступил закон и, к примеру, перечислил какие-либо средства в так называемые фонды помощи, рекомендую явиться в правоохранительные органы с повинной, чтобы не усугублять свое положение, — заявил Анатолий Васильев.

В последнее время в интернете размещались рекомендации отправлять деньги с иностранных карточек, чтобы обеспечить анонимность. Заместитель председателя на это отметил: у Следственного комитета и за рубежом есть партнеры, которым они направляют поручения и просьбы об оказании правовой международной помощи.

Получаемая из-за рубежа информация анализируется и очень часто становится основой доказательств финансирования как экстремистской, так и террористической деятельности.

Селфи-полки и дивизии

Еще одной темой для обсуждения с Анатолием Васильевым стали незаконные вооруженные формирования. С одной стороны, как заверил зампред СК, можно говорить о том, что они не несут никакой угрозы государству. С другого же ракурса надо понимать, что любое из них может представлять прямую угрозу нашим гражданам. Достаточно одному такому бойцу просочиться на нашу территорию, имея определенную задачу, и может случиться непоправимое.

Правоохранительные органы в курсе их действий и работают на упреждение. Деятельность таких бандформирований заключается только в рекламировании самих себя и финансовом обогащении. На судьбы людей их руководителям все равно.

Ведь работает такой принцип: чем больше людей вступит в какой-либо полк или дивизию, тем больше денег получат кураторы. Согласившиеся поучаствовать в этом театре абсурда — просто пушечное мясо, на котором зарабатываются деньги.

Например, в отношении так называемого полка Калиновского и полка «Погоня» по фактам их создания, призывам к деструктивной деятельности уже возбуждены уголовные дела. Это накопление всех преступных действий, которые совершают причастные к этим формированиям граждане. Поэтому правоохранители контролируют и тех, кто находится за границей и снимает видео, показывая нереальную картинку борьбы с чем-то эфемерным, и тех, кто в Беларуси через чат-боты пытается к ним записаться. Есть целый ряд уголовных дел, когда потенциальные участники задерживаются на территории нашей страны еще на стадии вербовки.

— Отмечу, что хоть на данный момент у нас оборваны связи с Украиной, но это не навсегда, история знает массу тому подтверждений. Контакты однозначно будут восстановлены. Придет время, когда наша страна-соседка скажет, что готова отдать преступников. Так называемые борцы должны это понимать. Терроризм и экстремизм во всех странах мира считается преступлением, — прокомментировал Анатолий Васильев.

Псевдозащитники отмывали деньги

В конце сентября Следственный комитет проводил брифинг на тему специального производства, где в том числе начальник главного управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции заявил о начале специального производства в отношении участников и руководителей экстремистской организации «Весна», осуществлявших финансирование протестной деятельности в Беларуси. И вот что удалось выяснить следствию на данный момент:

— Несмотря на то что этот псевдозащитный центр и так с 2003 года запрещен Верховным Судом, их экстремистская и деструктивная деятельность продолжалась.

Основной лейтмотив — это не оказание правовой помощи, а денежная выгода. В материалах уголовного дела зафиксировано много ситуаций, когда граждане приходили в этот центр с проблемами, например трудовыми спорами. Но им отказывали. Ведь если они не так называемые политзаключенные, не якобы репрессированные государством, то помощи никакой не будет.

При этом финансировался этот центр через Литву из любопытных источников: американской организации «НЭД», которая финансируется конгрессом США, фонда Сороса, фонда Маршалла.

«Правозащитники» этого центра (а некоторые из них и так были ранее судимы, в том числе и за неуплату налогов) не вняли предупреждениям о незаконности действий и снова попали в поле зрения правоохранительных органов.

Удалось установить, что они причастны к контрабанде валютных средств, а это не менее 290 тысяч долларов США, которые были перемещены наличными через границу.

При этом эта сумма — лишь то, что следователи зафиксировали и доказали. Они уверены, что этих средств было куда больше. Кроме контрабанды, эти действия квалифицированы следствием как подготовка и финансирование лиц для участия в массовых беспорядках, в том числе оплаты штрафов тех лиц, которые совершили правонарушения.

В настоящее время данное уголовное дело передано прокурору для направления в суд.

Болтуны и взяточник

— Со дня на день будет начато специальное производство в отношении Валерия Цепкало. Это коррупционер, взяточник. Причем сумма взяток существенно превышает сотни тысяч долларов — это доказано в том числе благодаря ответам на международные поручения от наших зарубежных коллег. Это уже потом пошел некий шлейф экстремистских призывов. Находясь за границей, понимая, что за коррупционные преступления его могут выдать, стал поддерживать точку зрения других беглых и призывать к радикальным действиям. Каждому его акту дана правовая оценка в рамках возбужденных уголовных дел или дополнительных эпизодов. Последствия начала специального производства тоже будут: конфискация имущества, также возможно лишение гражданства. Так как именно такая новелла активно обсуждается, — рассказал Васильев.

Кроме этого, уголовное дело так называемого «переходного кабинета» расследуется совместно с КГБ. Позиция в отношении этих лиц однозначна: начато спецпроизводство, а дело будет доведено до суда.

— На данный момент мы продолжаем фиксировать противоправную деятельность всех участников «переходного кабинета». Беглых ждет только один конец, если они не одумаются. При этом какие бы они новые названия ни придумывали — суть остается такой же.

Они как были людьми без родины и флага, такими и остались. Ведь все, чем они занимаются, — это экстремистская деятельность, а каждое их поползновение — ущерб национальной безопасности.

Однако отдельной похвалы заслуживают сотрудники внутренних дел и органов госбезопасности, которые фиксируют ситуацию изнутри, и мы понимаем и знаем, что происходит за ширмой, которую экстремисты и террористы старательно пытаются создать.