22-й чемпионат мира по футболу стал историей

Решающий матч турнира прошел 18 декабря.

Интересно, что спустя годы станут прежде всего рассказывать о катарском чемпионате мира? Всепланетное поклонение капитану сборной Аргентины Лионелю Месси со словами о том, что он обратил в футбол даже тех, кто в него не верил? Африканский прорыв с помощью Марокко? Очередное бразильское горе? Несгибаемых хорватов? Женские штучки в стране, где женщинам лицо лучше прятать, чем показывать? Политиков, которые нещадно пиарились на футбольной тематике? Высокие технологии, внедрившиеся в мяч, в ворота и вообще чуть ли не в голову каждого? Чемпионат мира по футболу 2022 года стал историей, которая в очередной раз оказалась непохожей ни на какие другие, пишет СБ.

Месси или мессия?

Семь «Золотых мячей». Золото Олимпиады в Пекине. Четыре выигранных Лиги чемпионов. Двузначное количество выигранных чемпионатов и Кубков. А все равно Лионеля Месси футбольный мир отказывался признать своим королем без выигранного титула чемпиона мира. Приводили в пример Марадону и тем более Пеле. И капитан аргентинцев в Катаре делал все, чтобы достичь вожделенной цели. Забил саудитам, но его команда проиграла на старте. Забил мексиканцам, не забил полякам, однако главное, что в 35 лет играл как Бог. И результат выливался даже не столько в личную статистику, а прежде всего в то, что вера в Месси как футбольного мессию росла буквально на дрожжах. К решающему матчу чемпионата культ великолепной «десятки» достиг таких умопомрачительных масштабов, что, если бы Аргентина не выиграла у Франции, даже трудно представить, что было бы с миром. Но Лионель и его команда выиграли невероятный по драматизму финал в серии пенальти. «Это свершилось!» — сказал Месси, подняв над головой Кубок мира. «Бог существует», — отреагировала мировая пресса…

Обещание Мбаппе

«Мы вернемся», — написал в соцсети лучший бомбардир чемпионата француз Килиан Мбаппе после того, как всего лишь вторым в истории мирового футбола сделал хет-трик в финальном матче, но в итоге вынужден был прятать слезы разочарования. Мбаппе, который в отличие от Месси уже становился чемпионом мира (четыре года назад в России), нашел в себе силы поздравить с успехом партнера по «Пари Сен-Жермену», но так и не принял никаких утешений от еще одного персонажа на букву М. Президент Франции Макрон участвовал в церемонии награждения героев чемпионата, но делал это так невпопад и некстати, что проще всего было подумать, что в желании пропиариться он попросту перепутал мероприятия.

Женские штучки

Уж сколько было написано о правах человека, и в частности, о правах женщин в Катаре до начала мирового первенства, что сегодня можно даже пожалеть несколько амазонских лесов, которые ушли на опусы западной прессы. ЧМ-2022 точно не омрачился никакими историями притеснений. Француженка Стеффани Фраппар именно в Катаре стала первой женщиной-арбитром, проведшей матч мужского чемпионата мира по футболу. А уж сколько перемеряла откровенных нарядов хорватская модель Ивана Кнолль, уж сколько раз она провоцировала строгих охранников, привыкших жить по законам шариата, но домой в Загреб вернулась только после того, как сборная ее страны завоевала бронзовые медали. Впрочем, скандал все-таки был. Две бойкие девицы из числа поклонников сборной Аргентины оголились по пояс прямо в ходе финала, и теперь они ответят по законам катарского времени. И разве не поделом?

Слезы Криштиану

Золото Месси и провал Роналду, кажется, окончательно и бесповоротно утвердили футбольный мир в том, кто из двух главных героев последних десятилетий более матери-истории ценен. Пока Месси забивал, тащил, получал, снова забивал, снова тащил, Криштиану сразу несколько игр провел на скамейке запасных. Телекамеры стреляли в него в упор, а 37-летний форвард только психовал и загадочно улыбался. Единственный гол в Катаре капитан португальской сборной забил с крайне сомнительного пенальти, а выйдя во втором тайме ключевого для команды четвертьфинала с марокканцами, сумел всего один раз ударить по воротам. Великий забивала Роналду плакал, а безжалостные телекамеры фиксировали каждую слезинку…

Марокко. Незаконченная сказка

Никто в них не верил, а они шли и шли по турнирной дистанции. Убрали бельгийцев, не заметили канадцев, остановили испанцев и португальцев. Жаль, что к полуфинальной стадии симпатичную и ни на кого не похожую команду, руководимую Валидом Реграги, сковали травмы. Иначе гордиться бы Африке не только первым в истории выходом сборной с континента в 1/2½финала, но и чем-то большим. А так сегодня мы вынуждены лишь напоминать, что капитан сборной Марокко Ромен Саисс стал заниматься футболом профессионально только в 21 год, а до этого работал посудомойщиком, что, вообще-то, добрая половина сборной родилась не в Марокко (а многие ее игроки оканчивали школы самых известных европейских клубов), что недалеко от Рабата уже 13 лет функционирует щедро опекаемая королем Марокко своя футбольная академия. С таким необычным портфолио марокканцев нам остается только провозгласить, что сказка, рассказанная в Катаре Зиешем, Буну, Хакими и их партнерами, обязательно будет продолжена…

Восток — дело тонкое

Не услышь мир вот такого признания генсека катарского комитета по проведению и наследию ЧМ-2022 Хасана аль‑Тавади («По оценкам, их около 400. Между 400 и 500. У меня нет точной цифры»), World cup 2022 точно бы прошел в неповторимой праздничной атмосфере. Благодаря запрету на распитие спиртного вне фан-зон и ужасным ценам на алкоголь внутри их чемпионат вошел в историю как самый трезвый. Стадионы поражали своим изяществом, трава на полях была исключительно зеленой, все было так хорошо, как не бывает, и президент ФИФА это подтвердил, назвав турнир в Катаре лучшим чемпионатом мира в истории. Вот только как выбросить из головы тех, кого 400 или 500?! Ведь речь в ответе катарского чиновника о рабочих-мигрантах, которые погибли в Катаре с 2010 года, когда это богатейшее государство получило право проведения чемпионата мира. Когда британская пресса в прошлом году писала о шести с половиной тысячах рабочих из Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки, которые погибли при строительстве объектов ЧМ, Катар старательно все отрицал… Теперь признался частично. Но в ходе турнира по меньшей мере еще двое иностранных рабочих — охранник из Кении и электрик из Филиппин — скончались после трагических случаев, связанных с падениями с большой высоты.

Футбол на политической карте

Политическую карту разыгрывали и прямо на футбольном поле. К матчу США — Иран приковывалось повышенное внимание, все ждали столкновений, а на поверку вышло, что ничего не вышло. Американцы победили в равной борьбе 1:0, а потом выяснилось, что куда больше политики было в играх сборной Марокко. Когда африканцы обыграли бельгийцев, то праздник вылился на улицы Брюсселя, неожиданно обнажив тот факт, что район Моленбек давно стоит величать заморской территорией Королевства Марокко. Когда по пенальти обыграли испанцев, то все написали о футбольной мести за сохранение под испанской короной заморских анклавов Сеута и Мелинья. Когда марокканцы вышли против французов, все вообще смешалось до такой степени, что на Елисейских полях болели одновременно за обе команды, а президент Макрон от греха подальше свалил в Катар.

Пар ушел в свисток

Система видеофиксации гола, полуавтоматическое определение офсайдов, безусловно, избавили рефери чемпионата от традиционно невероятного количества скандалов. Групповой этап в правовом смысле вообще прошел почти на ура, если не считать обиженных уругвайцев. Однако в плей-офф сбоить стал и человеческий глаз, и «ястребиный». Чуть ли не в каждом матче арбитры выдвигались на передний план и отжигали не на шутку. Дошло до того, что провалились чуть ли не все главные рефери ФИФА и судейский комитет долго не мог решить, кого назначить обслуживать финальный матч. В конце концов, выбор пал на поляка Шимона Марчиняка. Тот смело (и совершенно справедливо) назначил в игре три пенальти, и когда всем показалось, что достойно справился с непростой задачей, телевизионщики показали, как двое запасных игроков сборной Аргентины в порыве чувств выскочили на поле еще до того, как Лионель Месси забил свой второй гол в первом экстратайме. Французские источники напирали на то, что по всем правилам футбола взятие ворот нельзя было засчитывать (потому что у Аргентины одновременно на поле находилось 13 игроков), но разве кто-нибудь хотел их услышать?!

Enfant terrible

Сегодня только ленивый не критикует вратаря сборной Аргентины Эмилиано Мартинеса, который, говоря по-простому, достал всех своими выходками. Провоцировал голландцев и посылал на три веселые буквы их тренера ван Гала. Наезжал на судью Лаоса и даже называл его худшим в мире. В финале, когда от Мартинеса во многом зависел успех сборной Аргентины, он неоднократно гневно обращался к французским футболистам, потом провоцировал их в ходе серии пенальти. Когда Эмилиано на торжественной церемонии назвали лучшим голкипером чемпионата, он получил приз — «Золотую перчатку», после чего приложил ее к паху. Слишком смелый жест на весь мир в прямом эфире, да еще и в арабской стране. На этом фоне поцелуй того же приза секундами позже смотрелся довольно своеобразно. Как объяснил свое поведение Мартинес? Обвинил французских болельщиков: «Я сделал это, потому что французы освистывали меня. Такое высокомерие со мной не работает».

Впрочем, даже всеобщее осуждение его поступка не остановило вратаря. На чемпионский парад в Аргентине Мартинес приволок с собой куклу, на которую нацепил фотографию злого Мбаппе. Зачем? Для чего? Кажется, Эмилиано и сам точно не знает. А мы знаем: еще одним несносным ребенком (на французский манер — еnfant terrible) в мировом футболе точно стало больше.

Ручной подсчет

Нидерланды сквитали счет в эпическом четвертьфинале с Аргентиной на 11-й добавленной ко второму тайму минуте. Иран выиграл у Уэльса, дважды забив на 98-й и 101-й минутах. Чемпионат мира — 2022 точно задал новые параметры хронометража футбольных матчей.

Уже в первые дни турнира стало очевидно: увеличивая количество добавленного времени, ФИФА стремится решить давнюю проблему — непосредственно футбола по ходу 90 минут матча слишком мало. «Теперь судьи фиксируют точное время некоторых инцидентов, — говорил главный по судейству в Международной федерации футбола Пьерлуиджи Коллина. — Особенно это касается травм. Мы видим, что многие повреждения требуют более минуты на оказание помощи. На ЧМ-2018 добавляли в среднем 7,5 минуты к двум таймам, но тогда было максимум шесть замен, а сейчас — 10. Мы перешли к 10 минутам в среднем, это не такое уж резкое изменение». Чтобы четче фиксировать паузы и справедливо компенсировать время, на чемпионате мира работали два резервных арбитра: привычный четвертый судья стал полноценным участником бригады, отвечающим за свой участок поля, а у дополнительного помощника в приоритете было отслеживание остановок. Вместо условного подсчета (30 секунд — за замену, минута — за травму) в Катаре паузы фиксировали по факту. И в конце тайма определяли, сколько нужно добавить.

Кто сказал «мяу»?

Пресс-конференция сборной Бразилии перед четвертьфиналом с Хорватией стала самой резонансной на чемпионате мира. Но не из-за ответов Винисиуса, а из-за инцидента с котом, который неожиданно поучаствовал в брифинге. Поначалу кот лежал рядом с футболистом, но во время пресс-конференции запрыгнул на стол. Пресс-атташе сборной Бразилии сначала погладил животное, а затем схватил кота за шкирку и бросил на пол. Что тут началось! Пресс-атташе устроили настоящую травлю в соцсетях, однако, как оказалось, это только цветочки. В дальнейшем к скандалу присоединились зоозащитники и даже Национальный форум защиты животных и обороны. Представители этого влиятельного ведомства вместе с группой неправительственных организаций Бразилии подали иск против национальной конфедерации футбола на миллион реалов (200 тысяч долларов) за «неподобающее обращение с животным».

И ладно, бразильцы после инцидента прошли бы в полуфинал, но хорваты вышвырнули их с турнира, как кота с пресс-конференции…