Какие новые подходы появятся в госпрогнозировании в Беларуси

Какие новые подходы появятся в госпрогнозировании в Беларуси

Леонид Брич дал комментарий.

Законопроект «Об изменении закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» готовится к рассмотрению депутатами в первом чтении. Как ожидается, он будет вынесен на очередное заседание сессии 20 декабря. Какие новации будут в данной сфере, корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Леонид Брич.

«Действующий закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» принят в мае 1998 года. То есть закону 25 лет. И за это время его никто не менял и не корректировал. Естественно, сегодня нужно адаптировать действующий закон под новые реалии жизни, экономического развития. В том числе уже поменялись термины, выражения. В действующем законе еще используется такой термин, к примеру, как «народно-хозяйственный комплекс», — рассказал Леонид Брич.

По его словам, претерпят изменения и более концептуальные вещи. «Действующим законом прогнозирование осуществляется в Республике Беларусь на год, 5 и 15 лет. Также в действующем законе в систему государственных прогнозов не встроены документы отраслевого регионального значения, как у нас уже в сегодняшних условиях происходит. И действующий закон недостаточно четко отражает подчиненность и увязку существующих прогнозов на республиканском, отраслевом, и региональном уровне. И опять же, недостаточно четко в законе разграничены и систематизированы прогнозные и плановые документы. Действующим законом сегодня в прогнозе не учитываются актуальные макропараметры российского прогноза. А это очень важно с учетом нашей тесной взаимосвязи с российским рынком, в том числе и при строительстве Союзного государства. И это снижает действительно потенциал наших экономик. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть закон», — отметил парламентарий.

Леонид Брич отдельно остановился на новациях законопроекта. «Что предусматривается? В первую очередь гармонизировать процессы прогнозирования и планирования в Республике Беларусь с системой стратегического планирования Российской Федерации. Сблизить законодательства ввиду важности и высокого влияния ситуации в России на экономические процессы в Беларуси, а также, естественно, интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Предусматривается перераспределение функций по утверждению документов республиканского уровня, программ социально-экономического развития на среднесрочный период от Президента к Всебелорусского народному собранию в соответствии с измененной Конституцией. Следующий важный момент и цель — формирование ежегодного прогноза на скользящей основе, который разрабатывается на очередной финансовый год и плановый период. У нас сегодня принято до трех лет, — подчеркнул Леонид Брич. — И, естественно, как я уже сказал, адаптация действующего закона под новые реалии экономического развития, в том числе меняется терминология».

«Корректируется уровень утверждения документов. Я уже сказал, что предусмотрена передача функций от главы государства к Всебелорусском народному собранию. Но в то же время предусмотрено сохранение полномочий Президента по одобрению концепции программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, утверждению важнейших показателей и параметров на очередной год. Законопроектом допускаются случаи, при которых правительству по согласованию с главой государства предоставляется право устанавливать порядок и сроки разработки прогнозов, отличных от установленных законодательством. Это предоставляет возможность учитывать форс-мажорные обстоятельства, внешнеполитические и иные события, требующие нестандартных мер реагирования и соответствующей оценки перспективного развития нашей экономики. Мы видим, что сегодня это действительно требует уточнения», — пояснил парламентарий.

В целом законопроектом предлагается закрепить более гибкую систему прогнозирования, позволяющую уточнять макроэкономические прогнозы в целях повышения устойчивости экономики, повышать информированность субъектов хозяйствования о макроэкономической политике государства. «Ну и сближение порядка регулирования процессов прогнозирования как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь, — уточнил депутат. — Если в действующем законе мы мало учитывали влияние региональных документов, то сегодня они будут учитываться. В законопроекте четко разделяется, что такое прогноз и план. Прогноз — это целевые показатели, которые доводятся с республики на места, а районы, области составляют план на их основе. Сегодня на практике пока это четко не урегулировано».

Все концептуальные моменты в данном законопроекте отражены, констатировал Леонид Брич. «Естественно, при доработке законопроекта ко второму чтению какие-то неконцептуального значения моменты будут добавляться с учетом поступающих предложений от заинтересованных сторон», — дополнил парламентарий.