Корчму в Мире упоминал в произведении «Путешествие по моим бывшим околицам» поэт Владислав Сырокомля

В настоящее время, совершая путешествие, мы можем сделать остановку на заправочной станции, поесть в придорожном кафе, на ночь снять комнату в мотеле, оставив свой автомобиль на охраняемой стоянке. А если заехали в город и планируем остаться на несколько дней, бронируем номер в гостинице. А как был развит придорожный сервис несколько столетий назад? Где останавливались путники, когда ночь заставала их в дороге?

Местом ночлега, еды и питья являлась корчма. Она была излюбленным местом людей. Там можно было услышать новости, отдохнуть или просто повеселиться. Корчма принимала каждого, у кого был хотя бы грош, а если нечем было платить, можно было взять в долг.

Отдельная статья документа Великого княжества Литовского «Устава на волоки» 1557 года, составленного великим князем литовским и королем польским Сигизмундом II Августом, посвящена именно корчмам (артикул 13 «О корчмах»). В ней указывается запрет на «корчмы покутные», но главное – определяется необходимость устройства корчем «…везде в каждом войтовстве а в слушном селе, злаща пры гостинцу, можетъ бытии корчма…». Указывается совершенно осознанно, что именно «пры гостинцу», там, где идет поток проезжающих. Значит, доходность от такого заведения может быть высокой.

Строились корчмы в XVI – XVIII веках в местечках, городах, неподалеку от рыночных площадей, у соединения важных транспортных путей, около речных переправ и пристаней, а также у больших дорог. В городах эти заведения исчислялись десятками.

Что же представляла собой белорусская корчма? В XVI веке корчму приравнивали к стодоле, огромному деревянному зданию прямоугольной формы. Ее размер мог быть от 6 до 12 м в ширину и от 15 до 30 м в длину. Удобство заключалось в том, что проезжающие могли, заехав внутрь строения с конем, ночевать в собственных телегах, а утром выехать, не разворачиваясь, через другие ворота. Позднее в этих помещениях стали делать перегородки. Так сформировалась корчма, состоящая из конюшни и общественной части, в которую входили комнаты для постояльцев, жилье арендатора, шинок – торговый и одновременно обеденный зал. И все это было под одной крышей.

В фольварках, на краю деревень, часто строили корчмы без заезда. Они были похожи на обычные деревенские жилые дома. Их называли избами шинковыми. В документе, хранящемся в Национальном архиве Беларуси «Описание новых зданий, построенных в 1721 году администратором Мирского графства Каролем Ленкевичем», упоминаются корчмы в деревнях Оюцевичи, Песочное, Радунь как новопостроенные. Из описания зданий следует, что они были однотипные. Корчма состояла из больших сеней, избы белой и складского помещения. Имелось несколько остекленных окон со ставнями, две лавы из грубых досок, длинный стол, буфет. В избе стояла печь из зеленого кафеля и печь хозяйственная с большим камином. Чтобы увеличить площадь шинка, хозяйственную печь могли разместить в сенях. По утверждению доктора архитектуры, профессора Сергачёва С. А., обычным явлением был вынос в конюшню некоторых помещений, чаще всего кухни с печью. В книге «Белорусское народное зодчество» он приводит пример, что так было сделано в корчме, существовавшей в местечке Мир в начале XIX века. Возможно, это заведение упоминается в документе «Визит униацкого базилианского монастыря в поселке Мир Гродненской губернии 1824 г.», где перечисляются земельные владения монастыря и указывается, что один из участков при улице Минской (за корчмой еврея Малки) занимал 1 морг 13 прутов.

Корчму в Мире упоминал в произведении «Путешествие по моим бывшим околицам» белорусско-польский поэт Владислав Сырокомля. Историк и краевед писал: «Со стороны Жукова Борка въезжаешь в Мир, как в деревню: все более аристократические здания где-то спрятались, перед нами же – улица мещанских домов и сараев, что напоминают деревню. Только корчма при самом въезде – эта мышеловка для крестьян, что приезжают в город,..».

Яркое и эмоциональное описание белорусской корчмы дал известный польский писатель и историк Ю. И. Крашевский (1812–1887 гг.): «Где есть деревня без корчмы? Было бы это создание без головы. Потому что корчма является местом встреч, совета и веселья, в ней всесвязывается и завязывается, в ней горе высказывают один другому, в ней ругаются и дерутся, и спорят, и договариваются – и милуются! Корчма – это сердце деревни».

Вот как описал «сердце деревни», стоявшее возле дороги на Несвиж  в деревне Симаково, Владислав Сырокомля. «Через милю показалась деревня Семакова, что, будто бы большая телега, отъехала от дороги в поле. Голова ее – корчма – светит путнику поглощающими глазами разбитых стекол и зияет, как пастью, открытыми воротами своего гумна, а туловище и хвост поселения вьется по холмам до леса».

Ольга КОЛОСОВСКАЯ,

научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»