БелАЭС вот-вот заработает на всю мощь. Вспоминаем, как в Беларуси появилась атомная станция и что о ней говорил Александр Лукашенко

Проект «По факту: решения Первого».

Еще 10 лет назад это было трудно представить. Если честно, даже сегодня порой нелегко осознать: Беларусь не только покорила космос, но и стала ядерной державой. В этом году в промышленную эксплуатацию планируют ввести уже второй энергоблок Белорусской атомной электростанции. Пробное включение в сеть состоится весной. Как в Беларуси принималось решение о строительстве АЭС и какие три важнейшие задачи она решает? Почему Александр Лукашенко называл Белорусскую атомную станцию костью в горле Евросоюза? Сколько уровней безопасности существует на БелАЭС? Все подробности — в новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого».

Еще в августе 2012 года глава государства, посещая строительную площадку будущей атомной станции, заявил, что это будущее белорусского народа. «Мы должны заниматься высокими технологиями. Но выше технологий, чем космос и атомная, нет. И поэтому наше вмешательство в эту сферу (в хорошем смысле слова) — это интеллектуальный потенциал нации. Это будущее нашего белорусского народа», — подчеркнул Президент.

Когда в Беларуси решили построить АЭС

Вопрос о развитии в Беларуси ядерной энергетики не появился из ниоткуда. Еще в 80-х годах прошлого века недалеко от Минска начали строить атомную теплоэлектроцентраль. Это было предусмотрено Энергетической программой СССР, принятой в 1983 году. Но чернобыльская трагедия привела к закрытию программы ядерной энергетики, и вместо ядерного объекта под Минском появилась новая ТЭЦ на природном газе.

В 1990-х годах в Беларуси проанализировали состояние энергообеспечения и снова заговорили о ядерной энергетике. Специалисты отмечали, что дефицит базовых мощностей в энергосистеме можно перекрыть только за счет органических и ядерного видов топлива. Это уменьшит себестоимость производимой электроэнергии и снизит зависимость от поставок газа. Но всерьез за рассмотрение вопроса взялись лишь в середине 2000-х. В 2005 году Президент утвердил Концепцию энергетической безопасности Беларуси, поручив изучить целесообразность строительства АЭС.

Уже на тот момент в мире работало свыше четырех сотен ядерных энергоблоков. Наибольшее развитие атомная энергетика получила в Европе, где ее доля в общем объеме производимой электроэнергии составляла более 30%. А во Франции за счет ядерной энергетики получали и вовсе около 80% электроэнергии. В Беларуси же 93% энергии на теплостанциях вырабатывалось с использованием газа. По расчетам, строительство АЭС должно было снизить этот показатель на треть.

000019_01C22BA09C3BEEB243258957002AFFF9_852038.jpg

«Это аргументированная и взвешенная позиция. Ученые исходили не только из наших внутренних потребностей в энергии, но учли весь мировой опыт, который свидетельствует, что в будущем ядерная энергетика станет основным средством преодоления глобального энергетического кризиса», — сказал Александр Лукашенко на совещании по энергетической безопасности в 2006 году.

После долгих месяцев обсуждений, изучения возможности и целесообразности строительства атомной станции Совет безопасности в начале 2008 года принял окончательное политическое решение — Белорусской АЭС быть.

«Строительство АЭС — это реальная перспектива, стратегическая задача, и отказываться от нее Беларусь не намерена. Я думаю, будущие поколения оценят наше решение», — заявил тогда Президент.

Почему местом строительства АЭС выбрали Островец

Наиболее безопасное место для строительства АЭС белорусские специалисты выбирали из 74 возможных пунктов размещения. Проанализировав природно-географические, гидрологические, сейсмотектонические, экологические и другие факторы, они в итоге остановились на трех площадках — Краснополянской и Кукшиновской в Могилевской области и Островецкой в Гродненской области. Они соответствовали всем международным требованиям и рекомендациям МАГАТЭ.

С учетом энергонедостаточности западного региона, более близкого расположения водного источника и лучшего геологического строения подстилающих грунтов специальная государственная комиссия остановилась на Островце. Общая территория участка составила 450 га. Две другие площадки были определены в качестве резервных.

Только представьте 450 га — это 630 футбольных полей. Когда мы говорим об атомной электростанции, воображение рисует нам два гигантских энергоблока. Но на территории этого объекта располагаются десятки строений и сотни систем, обеспечивающих его функционирование и безопасность. Это действительно, как говорит Президент, высочайшие технологии.

После того как решение о строительстве АЭС было принято, оставалось определиться с генеральным подрядчиком. Не подумайте, что Беларусь смотрела исключительно в сторону России. Конкуренцию россиянам составили тандемы Франция — Германия и Япония — США. Но европейский объект плохо вписывался в энергосистему республики из-за большой мощности энергоблока. А по американо-японскому проекту вообще не было построено ни одного энергоблока в мире. В итоге в мае 2009 года правительства Беларуси и России подписали соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Процесс пошел.

000019_01C22BA09C3BEEB243258957002AFFF9_843558.jpg

Глава государства заявил, что в Беларуси будет построена самая современная и безопасная АЭС. Конечно, критики были. Но насколько они действительно радели за безопасность страны?

«Вы никого не слушайте, что, вот, Чернобыль, нам эта станция не нужна и так далее. Это все проплачено. Наша станция и российская в Калининграде — это кость в горле Евросоюзу и государствам Балтии. Но они не хотят, чтобы мы построили современную АЭС и были их конкурентами. Более того, они ведь теряют рынки сбыта своей продукции. А если дешевле энергия, то у нас будут и дешевле товары. Идет конкурентная борьба. Это высочайшие технологии. Почему же наш народ не должен иметь это как достояние? Скоро вы убедитесь, что мною было принято правильное решение», — говорил Президент в 2013 году на встрече со студентами Белорусского государственного аграрного технического университета.

Через два года глава государства в очередной раз посетил строительную площадку АЭС (кстати, тогда, в 2012 году, он назвал ее своим новым рабочим местом). «У нас должна быть станция, это дешевая электроэнергия, новые технологии, это совершенно другой облик белорусской нации. Мы поступаем правильно, что строим такое мощное предприятие», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Какие же задачи решает Белорусская атомная станция? В первую очередь речь идет о диверсификации поставок видов топлива. Как мы уже говорили, природный газ долгое время доминировал в производстве тепловой и электрической энергии в Беларуси. Кроме того, атомная станция экономически более выгодна: производить электроэнергию с ее помощью значительно дешевле. А значит, и себестоимость продукции на белорусских предприятиях будет ниже. И третий момент — экология. АЭС — чистый источник электроэнергии на долгие-долгие годы.

Во сколько обошлось Беларуси строительство атомной электростанции и откуда у нее взялись деньги на это? Кто стал генеральным подрядчиком и участвовал в возведении объекта? Почему литовцы всеми силами пытались остановить ввод объекта в эксплуатацию, а Беларусь, наоборот, протягивала им руку дружбы? Это интересные вопросы. Но о них так часто говорилось и писалось, что мы позволим себе перейти к другой теме, самой важной для всех нас — безопасности Белорусской АЭС. Чтобы узнать, как обеспечена ее защита, мы побывали в святая святых.

Как обеспечивается безопасность БелАЭС

Белорусская атомная электростанция построена по российскому проекту «АЭС-2006». Он относится к эволюционным проектам с водо-водяными реакторами третьего поколения. Главная их особенность — уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. Здание реактора укрыто двойной защитной оболочкой. Используемая при их строительстве технология сегодня самая востребованная и апробированная в мире. С ее использованием в течение последнего десятилетия введены в эксплуатацию атомные станции в Китае и Индии. Также планируются к вводу АЭС в Египте, Турции, Венгрии, Бангладеш и Узбекистане.

«Белорусская АЭС рассчитана и спроектирована с учетом определенного набора внешних факторов — землетрясений, наводнений, падения самолета и прочего. Здесь наш проект отвечает самым современным требованиям. Кроме того, проект БелАЭС был и остается самым безопасным по всем системам защиты. Пять из семи новых энергоблоков, которые начали строиться в прошлом году в мире, возводятся по проекту «АЭС-2006″. Это о чем-то же говорит? Этот проект сертифицирован по условиям безопасности как в МАГАТЭ, так и в Европе. На данный момент он самый востребованный в мире. Сегодня по этому проекту строятся АЭС в Венгрии, Бангладеш, Египте», — отметил заместитель министра энергетики Михаил Михадюк.

Чтобы предотвратить аварийную ситуацию, на БелАЭС существует четыре так называемые линии защиты. Первый барьер — сама таблетка ядерного топлива: спеченный диоксид урана, достаточно прочный и химически инертный материал. Второй — тепловыделяющий элемент. Они изготовлены из высокопрочного химически и термостойкого циркониевого сплава и герметично запаяны с обоих концов. Третий барьер — толстостенный корпус реактора и оборудование главного контура из высокопрочных материалов. И, наконец, четвертый — железобетонная герметичная оболочка реакторного помещения. Его прочность позволяет выдержать все внешние воздействия: землетрясения, смерчи, ураганы, наводнения, даже падение самолета. Кстати, по поводу самолета… Вы же понимаете, что воздушное пространство вокруг АЭС тщательно контролируется? Более того, для охраны атомной станции в Островецком районе создали отдельную воинскую часть.

000019_01C22BA09C3BEEB243258957002AFFF9_281756.jpg

Но и это не все. Каждый реактор имеет систему управления и защиты, которая позволяет держать под контролем ядерную реакцию. Если на Чернобыльской АЭС на аварийную остановку реактора ушло бы 14,5 секунды, то с этой системой защиты потребовалось бы всего две секунды. Стержни при аварийном сигнале просто падают вниз под действием силы тяжести, моментально прекращая ядерную реакцию.

Давайте заглянем в самый эпицентр выработки электроэнергии — турбинный зал первого энергоблока. В этом здании расположена паровая турбина с частотой вращения 3 тыс. оборотов в минуту. Ее общая масса без трубопроводов и конденсатора 2,5 тыс. т. Длина агрегата около 75 м. Здесь происходит процесс преобразования тепловой энергии в кинетическую энергию, а затем в электроэнергию, пояснил начальник турбинного цеха Андрей Лазовский.

«Турбина настолько тонко и точно отбалансирована, что монета, поставленная ребром на фундамент, не упадет», — заявил он. И чтобы мы не сомневались в его словах, тут же продемонстрировал нам это.

Что произойдет в случае аварийного отключения электроснабжения БелАЭС

На случай аварийного отключения электроснабжения безопасность энергоблока гарантирует резервная станция. В ней находятся четыре дизель-генераторные установки. Каждая из них может самостоятельно обеспечить работу одного энергоблока.

После аварии на «Фукусима-1» на атомных станциях применяются еще более жесткие меры безопасности. Во время трагедии в Японии цунами накрыло резервную дизель-генераторную станцию, и электроснабжение брать было неоткуда. Теперь же для каждого энергоблока предусмотрена передвижная дизель-генераторная установка. При аварии она может обеспечить в первую очередь пассивный отвод тепла от реакторной установки.

Рядом расположены брызгальные бассейны, они часть системы охлаждения. Разбрызгивающие устройства нужны для эффективного отвода тепла от вспомогательных систем, обслуживающих реакторное отделение. На каждый блок приходится четыре независимых друг от друга канала для охлаждения воды. Это сделано для того, чтобы обеспечить бесперебойную подачу воды при необходимости. Как и в случае с генераторными установками, для отвода тепла достаточно одного канала. Он может независимо работать в течение восьми суток. Но в целях безопасности их здесь четыре.

Зачем атомной электростанции свои ремонтные мастерские

Кстати, на Белорусской атомной станции есть и собственные ремонтные мастерские — станочного оборудования, для сварочных работ, по ремонту трубопроводной арматуры. Есть мастерские и непосредственно на энергоблоках, куда ограничен доступ: там выполняются работы, связанные с оборудованием реакторного отделения.

Зачем же атомной станции свои мастерские? Конечно, для эффективной работы всех систем и оборудования. На БелАЭС предусмотрено проведение планово-предупредительных ремонтов. Один раз в год нужно остановить энергоблок для частичной перегрузки топлива и выполнения плановых регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту.

«Это штатная операция, которая выполняется на любой атомной станции в мире, без этого невозможна ее надежная и безопасная эксплуатация. У нас работают профессионалы, приглашаются специалисты из организаций, которые обладают широчайшим опытом. Ремонт у нас был выполнен, и на высоком уровне. Был сделан хороший задел на дальнейшую надежную и безопасную эксплуатацию станции», — заявил заместитель главного инженера по ремонту БелАЭС Сергей Быльчинский.

Десять лет назад в это было трудно поверить, но сегодня уже ясно, что ставка на развитие атомной энергетики в Беларуси была сделана верно. АЭС — это не только гарант энергетической безопасности Беларуси, но и вклад страны в общее дело по смягчению последствий изменения климата. Пока другие государства только приступают к реализации национальных ядерных программ, республика уже сформировала собственную ядерную инфраструктуру. БелАЭС работает на экономику и приносит ощутимый эффект.

Первый энергоблок с момента включения в объединенную энергосистему позволил заместить несколько миллиардов кубометров природного газа. С вводом второго энергоблока производимая здесь электроэнергия обеспечит около 40% внутренних потребностей страны.

«Наша страна сегодня становится ядерной державой, это огромный успех, это венец, если хотите, может быть, этап суверенитета и независимости нашей страны. Он свидетельствует о том, что у нас есть мозги, люди мозговитые и есть надежные друзья, которые помогли создать этот уникальный объект, который будет служить нам очень долго», — заявил Президент в 2020 году, в очередной раз посещая БелАЭС.

Что хочется сказать в конце. Строительство Белорусской атомной станции не только общенациональный проект, но и наверняка глубоко личная история. Это хороший пример того, как не бояться мыслить масштабно и ставить амбициозные цели, быть уверенным в себе и достигать их, несмотря ни на какие сложности и преграды.