«На пути во взрослую жизнь нет стульчика, на котором можно пересидеть». Как правильно общаться с подростками, рассказала специалист ГрОИРО

Подростковый период – сложное время не только для самих подростков, но и для их родителей.

С подростками взаимодействовать всегда было нелегко. Различные изменения, которые происходят в их организмах, сказываются и на поведении, эмоциональных реакциях. Наш сегодняшний гость – заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «Гродненский областной институт образования» Наталья Запасник – помогла разобраться с тем, что же происходит с подростками в столь непростой для них период, и дала ряд советов родителям и педагогам, как правильно общаться с подростками и найти дорогу к их душе и сердцу.

da19a3a8f05eb5e85b6f2da8e8dec131.png

Время взрослеть

– Наталья Игоревна, какой возрастной период сегодня мы можем назвать подростковым? Насколько я знаю, с годами он меняется.

– Отечественный психолог Эльконин ввел понятие младшего подросткового возраста (с десяти до двенадцати лет) и старшего (с тринадцати до семнадцати). И мы придерживаемся этих классических канонов. Рамки эти сместились, и причины тому объективные. Они связаны с огромным потоком информации и быстрой реакцией подрастающих молодых людей на нее. Дети советского периода получали меньше информации. И она попадала к ним гораздо позже, чем к нынешним. Подростковый период у девочек начинается раньше, так заложено природой. И есть случаи, когда уже с девяти лет наступает период пубертатного развития. По данным ООН, начало подросткового периода – 10 лет, а завершение – в 19 лет.

– Почему же с подростками так непросто и родителям, и педагогам? Да и самим себя им порой сложно понять.

– Это особый период. И он всегда связан со сложностями во взаимоотношениях, с изменениями в поведении. Образ покладистого подростка – это что-то из разряда нереального, потому что в его организме происходят существенные изменения. Я вспоминаю, как 23 года назад, когда только поступила на факультет психологии, мой замечательный педагог, профессор и академик Светлана Витальевна Кондратьева, преподававшая возрастную психологию, говорила следующее: «Подросток – это человек, который становится на ступень выше и в развитии претерпевает такие преобразования, которые были у него только в младенчестве». Подростки начинают меняться внешне. И им это не нравится, они комплексуют. Кто-то проявляет агрессию, другие замыкаются. Середины нет. Они не принимают себя, ведь долгое время были другими, им было комфортно.

Детей важно поддерживать, а не стыдить, стоит наслаждаться временем, когда видишь, как дочь начинает превращаться в девушку, а сын становится юношей. Таких моментов больше не будет.

Но в период подросткового взросления мы не оказываем своему чаду помощь. Нам уже не хочется вникать в его проблемы, понять их суть. Ко мне как-то обратилась мама и посетовала, что ее сын-подросток, который учился в пятом классе, очень замкнулся в себе, не шел на контакт. Когда я с ним пообщалась, выяснилось, что причина такого поведения – вовсе не сложности  подросткового возраста. Ребенок таким образом реагировал на взаимоотношения мамы и папы. Те часто при сыне выясняли отношения друг с другом, обсуждали возможный развод. Они не вникали в проблемы своего чада, только решали свои.

Дозированная любовь

– И как же родителям общаться с детьми в случае, когда они проявляют агрессию или замыкаются в себе?

– Есть два простых правила, которые всегда действуют, – это слушать и слышать. Чаще всего родители на агрессию агрессируют, на замкнутого ребенка не реагируют. Но если они видят, что их чадо изменилось, меняться нужно и самим. Потому что подростка вернуть в младенчество не получится. На этом пути нет стульчика, на котором можно пересидеть. Подростковый период – это движение вперед. А у нас принято тормозить подростков, ставить перед ними преграды, взывать к совести. Нужно рассказать сыну или дочери о том, что вас волнует, ведь ребенок далек от понимания, что с ним происходит. Без поддержки взрослых справиться с этими проблемами им помогают сверстники.

Еще в этот период для подростков важна самопрезентация. Почему мы часто видим их с ярко окрашенными волосами, различного рода пирсингом? Это поиск себя. Причем кардинальные изменения во внешности должны тоже обсуждаться. Именно  такой способ общения с дочерью я посоветовала одной маме, которая обратилась ко мне за советом. Девочка-подросток хотела сделать пирсинг в носу. Мама была против. Проблема решилась после совместного обсуждения. Дочь заглянула в будущее, представила себя с пирсингом лет через пять и осознала, что это лишнее. Нужно уметь договариваться.

– А если подросток не хочет раскрывать душу родителям?

– Не стоит форсировать события и торопиться. Ребенок долго погружался в это состояние, а родители молчаливо наблюдали за этим. Сейчас позвольте ему привыкнуть к вам другому, к вашей любви дозированно. Это потребует времени. Даже если ребенок замкнут, он все равно что-то делает, например, расписывает картины по номерам. И к нему можно подойти, посидеть рядом, сказать, как здорово получается у него.

istockphoto-1319108589-170667a.jpg

– Почему самые негативные качества характера проявляются наиболее сильно именно в этот период?

– Подростки посильнее видят в своем окружении слабое звено и начинают его унижать, проявляя браваду. А для ребенка в этом возрасте высмеивание сверстниками смерти подобно. Если нет со стороны родителей поддержки, то образуется кольцо вокруг подростка и разорвать его нужно обязательно. Иначе он останется наедине с собой. Если булинг имеет место быть, надо обращаться за помощью ко взрослым – учителям, родителям, психологам. С проблемой булинга ко мне приходили не раз. Запомнился семиклассник Артем. Ему было очень тяжело: он ушел в себя, таким образом защищаясь от сверстников, которые не хотели с ним общаться, а если и разговаривали, то проявляли агрессию. Артем обратился ко мне, классному руководителю. И ситуация удачно была решена.

– Не раз слышала от родителей жалобы, что именно в подростковый период, в шестых-восьмых классах, у детей пропадает интерес к учебе…

– В младшем школьном возрасте учеба для детей является ведущей деятельностью. Важен в этот период и авторитет взрослого – педагога, мамы, папы, бабушки, дедушки… А в подростковый период, начиная с конца четвертого класса и до девятого включительно, все меняется. Учеба становится не такой существенной, поскольку ведущая деятельность  – общение со сверстниками. Весь этот период дети ищут себя в кругу ровесников. Уже в пятом классе они начинают рассуждать по поводу взаимоотношений.

Подростки не видят необходимости тратить большое количество времени на учебу. И родителям нужно помнить о том, что недопустимо материально ее стимулировать. Да, многие в такие моменты теряются и стараются договориться с детьми при помощи денег. Если вы не хотите заниматься с сыном или дочерью – оплачивайте их труд, а если есть желание, чтобы они были успешными, в момент их подготовки к урокам садитесь рядом, вникайте в процесс. Детей послушных, которые, как кажется родителям, уже повзрослели и могут сами учиться, крайне мало. К сожалению, некоторым проще признать ребенка взрослым и отправить в самостоятельное плавание, а потом обвинять его в том, что принес плохую отметку. Только в десятом и одиннадцатом классах, когда ребенок переходит в юношеский возраст, идет переориентация на себя, поиск смысла жизни.

В поисках ключика

– Учителям также приходится непросто с подростками. Как им подобрать ключики к сердцу воспитанников?

– Взаимодействие с подростками требует от педагогов мастерства. Главное – это понимать, что ты работаешь с ребенком, который требует особого подхода и внимания. Есть такие понятия – педагогическая оценка и отметка. Педагогическая отметка – это то, что ребенок имеет в журнале и дневнике, а оценка – то, как оценивает его учитель, как к нему относится. Для подростка это важно. Педагог иногда опускает этот момент. И тогда подростки обижаются: мы неинтересны учителям. Я хочу вспомнить моих педагогов – Елену Петровну Санько и Дину Сергеевну Некраш, которые, будучи учителями советской системы, прекрасно знали, как с нами, подростками, работать. Вспоминаю, как Елена Петровна на уроках русской литературы предлагала прочитать произведения, которые были бы для нас интересны, но не входили в школьную программу. К примеру, «Дети Арбата». И мы читали. Мой педагог по математике Дина Сергеевна включала музыку Виктора Цоя во время контрольной работы.

– Общение посредством современных технологий занимает сейчас большое место у подрастающего поколения. Ваше отношение к этому?

– Как у специалиста у меня позиция понимающая, но не принимающая данный факт. Потому что человек – это Homo sapiens, а разум у нас дается для общения. И на сегодня построение отношений полоролевых, коммуникативных возможно исключительно в живой системе. А это компания сверстников. Смотрите, они все равно не могут друг без друга, объединяются в группы и играют онлайн. Современное общество имеет тенденцию к уходу в эту систему компьютеризации. И коммуникация как таковая теряет для подростков смысл. Уверена, альтернатива у нас сейчас – это учреждения образования, предлагающие мероприятия для детей. Чтобы ребенок был социализированным, ничего другого, кроме живого общения, общество предложить не может.

istockphoto-1084982250-170667a.jpg

Запомнился случай. Как-то я возвращалась из Минска. Рядом со мной расположились мама с сыном лет трех. И женщина сразу дала ребенку в руки мобильный телефон, а он с интересом всю дорогу смотрел в него.  Сама мама тоже не скучала: проводила время за ноутбуком, смотря кинофильм. Это свидетельствует о том, что родители заменяют себя гаджетами, не считая нужным уделять время ребенку. А ведь можно общаться с сыном, обсуждать то, что видишь за окном, рассказывать, как сильно любишь его… И с большой вероятностью в дальнейшем мальчик будет выбирать такой же стиль общения, как у мамы, – с помощью гаджета,  нахождение в виртуальном мире, а не реальном.

– А во что может вылиться такое онлайн-общение в будущем?

– В проблемы поиска себя на первом рабочем месте. Многие не могут определиться с профессией, это связано с отсутствием контроля за собственным поведением и умений принятия решений. Молодежь у нас очень сомневающаяся в себе, потому что во время общения со сверстниками вживую нужно быть разным, уметь отстаивать свою позицию. А молодые люди не умеют это делать. Они находятся в игре, а не в реальности. Многие из них, устраиваясь на работу, просыпаются, говорят: «Мне здесь не нравится, поищу себя в чем-то другом». И вот начинается это распыление на различные векторы в жизни. Отсюда депрессивные состояния, тревожность…

– В обществе распространено мнение, что можно переждать подростковый период, пока ребенок опять не станет послушным. Насколько это верный путь?

– Это стереотип, удобный для тех, кто не хочет находиться рядом с ребенком. Такие родители будут ждать, надеяться и верить. Но они рискуют потерять ребенка. Потому что дети идут в компанию, которая злоупотребляет спиртным, направляются на водоемы, железнодорожные пути, где есть риск гибели… Сделать подростка, находящегося в сложной жизненной ситуации, счастливым практически невозможно, но можно ему помочь. Главное во взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, нужно проявлять инициативу и не таить обид.