Растет ребенок без отца: психологические аспекты семейных отношений

Полноценная семья, в которой царит гармония, а ответственность соразмерно разделяется между членами семьи, – это, безусловно, благоприятные условия для формирования здоровой личности, а в долгосрочной перспективе – условия для повторения благополучного сценария уже в самостоятельных семьях. Но что происходит в иных семьях, где родители выбрали другой путь?

Чаще всего разлад в семье происходит в ситуации проживания кризиса, а они (кризисы) бывают нормативные и ненормативные, и несут в себе как потенциальную возможность, так и опасность. Нормативный кризис в семье – это период жизни, который происходит из естественного развития семейных отношений. Так можно сказать о рождении ребенка: ребенок родился, появились новые заботы и хлопоты, он требует к себе внимания и игнорировать это невозможно. Ненормативный кризис – период семейной жизни, который происходит от неестественных (незапланированных) событий: например, внезапная болезнь супруга(и). С точки зрения теории все просто: преодолели супруги кризис – семья вышла на новый этап отношений. Не вышли из кризиса – развод или какая-либо другая история.

Кризис, будь он нормативный или нет, можно считать нормальным явлением, в условиях которого два взрослых человека имеют возможность стать  друг другу подлинно ближе, даже  если брак в конечном счете не будет сохранен. Замечательным исходом кризиса будет укрепление семейных отношений. Происхождение семейного конфликта может иметь различную природу. Важную роль играют социальные и психологические аспекты.

Случаи бывают разными. Ребенок остался без отца – событие безоговорочно кризисное для всех членов семьи. Если между супругами налажена коммуникация,  они в равной степени разделяют ответственность за воспитание чада, то для подрастающего ребенка потери будут минимизированы, а может и вовсе сглажены трезвостью ума родителей, т.е. ребенок не утратит  доверия к миру, и спокойно, с надлежащей своему возрасту любознательностью будет познавать мир вокруг себя. Но если рассмотреть другие случаи семейных сценариев, в которых происходит самая настоящая драма, то речь уже заходит о деструктивном влиянии происходящих событий на становление личности ребенка. Мэтр психологии, профессор  И. Ялом в своем романе «Лжец на кушетке» приводит в пример результаты исследования, в котором изучалось переживание супругов, которые овдовели. Парадоксально, но оказалось, что потерю любимого человека проще переживают те супруги, у которых были хорошие отношения со своей второй половинкой, нежели те, у которых были проблемные отношения. Вышеописанное касается и проблемы «Растет ребенок без отца…». Все зависит от качества взаимоотношений супругов между собой, качества детско-родительских отношений, и вообще, самого расставания. Такая мысль подводит к четырем фундаментальным позициям проблемы: ребенок может жить без отца по причине:

— смерти родителя,

— деструктивных семейных отношений и принципиального прекращения общения отца с ребенком (даже в том случае, когда такая инициатива исходит от матери ребенка),

— мирного расставания родителей и сохранение конструктивной родительской установки, даже если родитель живет отдельно,

— фактического присутствия отца в семье, но при этом его психологическое отсутствие (самый буквальный пример: выпивающий отец, который с помощью алкоголя пытается избежать реальности).

В каждом из этих предлагаемых сценариев, происходят свои отличительные процессы формирования личности ребенка. В каждой группе случаев есть свои правила и исключения, но в совокупности  психологических фактов все же общая тенденция  просматривается. Если родитель замечает некоторые отклонения в поведении ребенка, живущего без отца: апатичность, депрессивность, агрессивность и тому подобное, то есть весьма большая вероятность того, что ребенок что-то недополучает в актуальных детско-родительских отношениях.  Целесообразно обратиться за консультацией к врачу-психотерапевту или психологу. Совместные усилия родителей и специалистов будут направлены на построение новой модели взаимоотношений, в которой будут учитываться интересы (в том числе) и ребенка. Поэтому, системное рассмотрение уникального случая специалистами психотерапевтического профиля – это реконструкция  переживаний.

В заключение можно сказать тривиальную истину о том, что фигуры отца и матери в равнозначной степени важны  для ребенка. Родительская мудрость заключается в согласованных действиях между собой, а не в постоянном выстраивании психологических баррикад, отыгрывая при этом свои неразрешенные некогда проблемы, при этом забывая о внутреннем мире ребенка, готового вновь и вновь верить в чудо.

Дмитрий  КАСАТКИН,

психолог УЗ «Кореличская ЦРБ»