Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы агр. Турец, иерей Андрей Абрамович рассказывает о подготовительной седмице к Великому посту
Масленица: смысл, история и традиции
С 28 февраля начинается последняя подготовительная седмица к Великому посту, которая заканчивается 6 марта Прощенным воскресением, после которого и начинается Великий пост. В церковном календаре эта неделя носит название Сырной седмицы (масленицы). Естественно, этот праздничный период имеет свой смысл, традиции и историю.
Существует две версии происхождения Масленицы — языческая и христианская. Имеет смысл рассмотреть обе.
Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий своими корнями в праславянские времена. Праздник был связан с днем весеннего равноденствия, 21 марта, который был началом нового года по солнечному календарю, а также был тесно связан с началом земледельческих работ. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Все это сопровождалось пьянством, разгулом и языческим идолопоклонничеством, что с церковной точки зрения является тяжким грехом. И православному христианину принимать участие в подобном бесчинстве и распутстве категорически запрещается.
С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сущность. Православная Церковь усердно боролась с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования масленицы (21 марта) выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу – последнюю подготовительную неделю перед началом Великого поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели.
Следует обратить наше внимание на самую важную и неотъемлемую сторону празднования Масленицы, которая важнее праздничного гуляния и обильной трапезы – это богослужение.
Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Ее значению противоречат объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершается Таинство Венчания. В среду и пятницу не служится такое торжественное богослужение, как Божественная Литургия, в эти же дни нет поста. На богослужениях в храме и дома произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание наших прародителей Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание.
Заканчивается сырная седмица Прощенным Воскресением. В этот день, после вечернего богослужения, в храмах совершается особый чин прощения. В церкви устанавливаются две иконы Господа и Пресвятой Богородицы. Священник обращается ко всем со словом о прощении обид, затем с земным поклоном испрашивает у верующих прощения, а после все с земными поклонами просят прощения друг у друга, чтобы, примирившись с Господом и людьми, в мире и согласии начать Великий пост.
Андрей АБРАМОВИЧ,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы
агр. Турец, иерей