Совет учителя-дефектолога Ольги Поплевко: как заниматься с детьми летом

Лето для детей — это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В это же время нельзя забывать о приобретенных в течение учебного года знаний и навыков.

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала — включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Закрепление звуков в речи — это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи — это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — мало полезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором — пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения.). Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Подвижные игры с предметами, соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

Обязательно играйте! Играем в речевые игры: скажи наоборот (большой — маленький); посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб); птицы и животные (дикие и домашние); их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК); один — много (шар — шары); скажи ласково (птица — птичка); словообразование (например, стол из дерева — какой? — деревянный) и т.д.

Развиваем речевое дыхание. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос — выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.

Ольга ПОПЛЕВКО,

учитель-дефектолог 

ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Кореличского района»