Война разведчика Петра Романова

Время… Жизнь… Память… Бежит неумолимо время. Течет размеренно жизнь. Остается память, добрая и вечная. Таков закон природы, а память – это и есть вечная жизнь, жизнь в сердцах потомков. Бывают события, которые вызывают ажиотаж, но проходят десятилетия – и все о них забывают. А бывают события, которые не подвластны бегу времени, память о них всегда живет в сердцах людей. Одно из них – война, Великая Отечественная война… Память о ней, о бессмертном подвиге народа против фашистов, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколения, переживет века.

П.П. Романов в молодости

Мы должны помнить о тех, кто приближал Победу, выстоял в годы Великой Отечественной войны. Это – неразрывная часть истории огромной страны под названием Советский Союз. Я хотела бы вспомнить историю одного героя, чьё имя непосредственно связано с моими родными Кореличами. О нем я узнала от своей ученицы на уроке истории по теме «Наш край» и очень заинтересовалась его судьбой.

Пётр Пименович родился 14 января 1921 года в деревне Борщёвка Лоевского района Гомельской области. В апреле 1941 года Романов успешно окончил Пуховичское общевойсковое училище. Без объяснения причин всем выпускникам было отказано в отпуске и их направили в различные военные округа. Романов был назначен командиром разведвзвода в составе отдельного разведбатальона 111-й стрелковой дивизии в городе Вологда. Всего через два месяца после прибытия на передовую Романов участвовал в своей первой атаке.

4 июля 1941 года, когда 111-я дивизия прорывалась на помощь Ленинграду, их остановила немецкая авиация. Дивизия никак не могла с ней справиться: зенитных средств никаких не было. На два месяца она закрепилась на Лужском рубеже.

В начале сентября 1941 года немцы преодолели Лужский рубеж и окружили 111-ю дивизию Ленинградского фронта. Чтобы прорваться к своим, дивизии нужно было установить связь с основными силами, находившимися на восточном берегу реки Волхов. Поэтому были созданы пять разведывательных групп, одной из которых командовал Пётр Пименович Романов.

В декабре 1941 года, несмотря на тяжелую обстановку под Москвой, группу войск под Тихвином, где находилась в то время 111-я дивизия, усилили 92-й, 191-й, 44-й стрелковыми и 60-й танковой дивизиями. Эти дивизии принудили немцев к отступлению. Для отслеживания и преследования противника срочно создавались разведотряды. Одним из таких отрядов поручили командовать Петру Романову. В подчинении у него была разведрота, пулеметный, противотанковый взводы и отделение саперов.

12 декабря 1941 года разведотряд Романова оседлал участок дороги Стрёмино–Грудино, где разгромил вражескую колонну из шести танков, двадцати автомашин с артиллерийскими орудиями и солдатами.

В составе Волховского фронта дивизия Петра Романова участвовала в операции по прорыву блокады Ленинграда. Во время операции Пётр Пименович получил тяжелое ранение: у него был переломан отросток поясничного позвонка.

Романов был признан негодным к военной службе с переосвидетельствованием через 6 месяцев. На это время Пётр Пименович уехал к родственникам в Кемерово. Там он работал секретарем райкома комсомола, познакомился с Верой Хряковой, студенткой строительного техникума. Свадьбу сыграли 30 января 1944 года.

В сентябре 1944 года, после прохождения переосвидетельствования, Романов снова вернулся на фронт в качестве начальника разведки 397-й Сарнинской Краснознаменной стрелковой дивизии 61-й армии.

П.П. Романов в зрелые годы

В мае 1945 года 397-я дивизия достигла Эльбы на рубеже Нейудорф-Шердейк. Пётр Пименович вспоминает: «В те дни я получил последнюю на войне боевую задачу… В составе группировки из танкового, артиллерийского, саперного батальонов, противотанковой батареи, разведроты и роты автоматчиков мне предстояло занять оборону на дороге, недалеко от разбитого моста через Эльбу. Оказывается, по направлению к городу Виттенберг двигалась колонна противника. 7 мая мы заняли позиции. Показалась колонна. Навстречу ей с белым флагом вышли два наших офицера-парламентера. Но неожиданно треснула пулеметная очередь… Не знаю, чем бы все закончилось, не будь у нас подавляющего превосходства в огневых средствах. Загорелись их восемь «тигров» и два «фердинанда». Остановились три оставшихся танка, из люков показались белые тряпки».

После окончания войны Романов был отправлен в качестве военного коменданта в город Лембех. 1 мая 1947 года ему было предложено занять должность начальника штаба отдельного полка в городе Кушка Туркменской ССР. Пётр Пименович взял отпуск и уехал со своей женой в Алма-Ату, где посетил своего двоюродного брата Виктора Романова. Затем они вернулись в Москву в середине июля 1947 года. Пётр Романов уволился в запас в звании майора и получил направление на работу в Беларусь. Приехав в Гомель, он пошел в областной комитет комсомола, где ему предложили работу в обкоме в качестве заведующего военным отделом. 70% домов в Гомеле было разрушено. Повсюду шло строительство и восстановление. Жилья не было. Работать приходилось, как на войне.

В 50 – 60-х гг., оставив жену в Гомеле, он уехал в Минск. В ЦК ВЛКСМ ему нашли вакансию в городе Вилейка. Там нужен был первый секретарь горкома.

Затем он 6 месяцев работал в Молодечно. Из-за отсутствия гражданской специальности он отправляется в Ленинград на курсы, чтобы получить работу в области молочной отрасли промышленности. В 1971 году Пётр Романов был назначен директорам Кореличского завода масла и сухого молока Минмясомолпрома БССР.

Пётр Пименович был яркой личностью с активной гражданской позицией, примером патриотического воспитания современного поколения, формирования гражданственности, чувства любви к Родине. С 1987 по 1996 год являлся председателем совета ветеранов г. п. Кореличи.

Умер Пётр Пименович 24 февраля 2002 года.

Дети Романова поделились воспоминанием отца о страшном сне в послевоенное время: «Война снится с регулярным постоянством вот уже много лет – с рокового 41-го. Чаще всего – авианалеты, беспощадные июньские бомбежки. Ярко-синее небо точно ширмой задергивает черная масса, она воет, окутывает свод; взрывается земля, все превращается в серую пену… Темно, холодный страх сковывает одеревеневшее тело.  Снится чужая траншея, я хватаю своими ручищами немца и тащу его с передовой на передовую – в свою траншею. Из ада – в ад…»

Первой наградой Петра Пименовича стал орден Отечественной войны I степени. Далее были медали «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Для меня Пётр Романов – герой, он сумел выдержать напор войны, не сломался, проявил свою гражданскую позицию. Именно такие люди вершат историю и побеждают. Мы должны быть им благодарны, ведь мы перед ними в неоплатном долгу! Пётр Пименович – пример храбрости и отваги и в военное время, и послевоенное. Это настоящий патриот, человек с большой буквы. Его жизнь – своеобразный наказ молодому поколению: «Родина как мать: ее не выбирают, ею гордятся, защищают от врагов, делают краше и лучше».

#ДЕНЬ_ПОБЕДЫ_НА_ГРОДНЕНЩИНЕ

Дарья ГОСПОДЫНИЧ, учитель истории и  обществоведения СШ № 1 г.п. Кореличи