Интервью: папа в мамином отпуске: вместо или вместе?

«Папа может все что угодно, только мамой не может быть» — чудесная песенка, знакомая многим с детства. Однако в последнее время из-за активного обсуждения темы об обязательном отцовском отпуске она приобретает забавный подтекст, словно в конце фразы вместо точки появляется вопросительный знак. О том, нужен ли «принудительный» отпуск для пап, как пробудить отцовский инстинкт, а также в чем плюсы и минусы 3-летнего «декрета», — в беседе корреспондента БЕЛТА с социологом, магистром государственного управления университета Бирмингема Татьяной Гапличник.

— В Беларуси в 2016-2017 годах будет проработан вопрос о целесообразности установления обязательного социального отпуска для отцов при рождении ребенка. Это предусмотрено подпрограммой «Семья и детство» госпрограммы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы. Пока еще непонятно, когда конкретно начнется проработка вопроса и какими силами, но экспертная оценка важна на любом этапе, ведь тема неоднозначная, вызывает ожесточенные словесные баталии сторонников и противников, страсти накаляются. А каково ваше мнение как социолога?

— Обязательный отцовский отпуск — этот вопрос актуален не только для Беларуси, он важен в контексте любой страны и каждой семьи. Некоторые государства мира уже сделали этот шаг, другие к нему готовятся, а для третьих — сама мысль о нем крамольная. В моем понимании эта новация — несомненный прогресс, имеющий долговременный эффект для развития подрастающего поколения и института семьи, продвижения идеи ответственного родительства.

— В Беларуси роль отца в семье катастрофически недооценивается (безусловно, наша страна здесь не одинока, хоть это слабое утешение).

— Причина в том, что очень сильны стереотипы. В общественном сознании женщина — в первую очередь мать, хозяйка, хранительница домашнего очага, а мужчина — добытчик и глава семейства. Этот гендерный стереотип непотопляем, хотя опровергается реальной жизнью буквально ежедневно.

Мое убеждение — мужчины могут всё (за исключением вынашивания ребенка и кормления грудью, в остальном они не уступают женщинам). Но это никак не укладывается в ту картину мира, которая сложилась в общественном сознании за многие столетия. В доисторические времена мужчины охотились на мамонтов, а представительницы слабого пола сидели в пещере, потому что не могли стукнуть мамонта… Века миновали, все изменилось — кроме стереотипов, которым место разве что в трудах антропологов. Даже День отца никак не отважимся учредить в Беларуси, пусть бы и без статуса государственного праздника.

Все говорят о материнском инстинкте, как о чем-то само собой разумеющемся (кстати, у меня он «проявился», когда старшей дочери исполнился где-то год, до этого я больше ощущала ответственность взрослого человека за беспомощное существо). А у некоторых мужчин отцовский инстинкт просыпается уже во время беременности жены, это не такое уж редкое явление. Мне кажется, мы сами конструируем некие умозаключения, чтобы потом за них цепляться, как за аксиому.

— Многих заботит, не повлечет ли смена стереотипов в семейных отношениях некую женоподобность мужчин?

— Социализация, развитие ребенка — это чисто женская функция? Нонсенс! Любой социолог, психолог, сексолог, педагог скажет, что участие отца в воспитании мальчика и девочки крайне важно для их будущего развития. Если этого участия нет или оно стремится к нулю, то, помимо прочего, у мальчика отсутствует ролевая модель поведения, а у девочки не формируется опыт выстраивания отношений с противоположным полом. Присутствие папы в жизни ребенка (действительное присутствие, а не запись в свидетельстве о рождении) трудно переоценить по степени воздействия на формирование личности.

— Так сложилось, что пеленки-распашонки-памперсы принято считать сугубо женским делом. И в большинстве семей именно так и происходит. В итоге не каждая женщина может оставить на мужчину ребенка, опасаясь за здоровье и безопасность малыша…

— Когда я такое слышу, внутренне закипаю. Это вообще не аргумент! Искупать ребенка, памперс сменить, кашей накормить — из категории «миссия невыполнима», что ли? К сожалению, женщины сами отстраняют от этих немудреных обязанностей своих мужчин — даже тех, которые к этому поначалу стремятся: мол, делаешь не так и не то, да еще теща может капнуть свою ложку дегтя (ой-ой, папаша так держит дитя, что того и гляди уронит). А когда отвадят отца от ребенка, начинают упрекать в несостоятельности, жаловаться на его отстраненность.

Согласитесь, женщины не рождаются с навыками ухода за малышом. Вспомните себя: после роддома не знаешь, как к новорожденному подступиться, паникуешь, руки дрожат, ужас в глазах — и ничего, со временем все налаживается, глаза боятся, а руки делают.

Каждый человек должен понимать: ребенок — не мамин и не папин, он — общий. И заботы должны быть общими. Так что (с обязательным отцовским отпуском или без оного) обязанности по уходу за ребенком нужно делить, как и любые другие семейные обязанности. В нормальных семьях так и происходит.

Да и вообще, комфортность пребывания ребенка с мамой или папой зависит… от холодной головы и горячего сердца. Если папа по своему складу человек рациональный, а мама — «нервического» типа, то ребенку, вполне вероятно, будет комфортней с папой, чем с мамой.

— Сегодня никто не мешает мужчине брать отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет — это право закреплено законодательно. Но пользуются такой возможностью единицы. По данным Министерства труда и социальной защиты, в 2015 году в «мамином» отпуске находилось чуть более 3 тыс. отцов — менее 1% от общего числа получателей этого вида государственного семейного пособия.

— Этот показатель — на уровне статистической погрешности, а жаль. Предоставление такой возможности отцам, другим родственникам ребенка — одно из несомненных социальных достижений.

Безусловно, кому из родителей находиться в отпуске по уходу за ребенком — решать самой семье. И некоторые папы идут на этот шаг осознанно, а не потому, что, скажем, у женщины имеются проблемы со здоровьем. Я знаю немало случаев, когда отец ребенка брал «мамин» отпуск, поскольку у жены — пик карьеры, научная работа, перспективный проект. И для семьи было выгоднее и удобнее, чтобы основные заботы о малыше брал на себя его отец.

— Ну, по поводу отпуска, в который мужчины идут по своей воле и желанию, в обществе царит единодушное «одобрямс». А вот насчет обязательного — больше мнений со знаком минус. Это в человеческой природе: внутреннее сопротивление сопутствует новациям, которые предусматривают некие дополнительные обязанности. Так было и в европейских странах после введения обязательного отцовского отпуска, понимание и осознание приходили постепенно.

— И, заметьте, до сих пор нигде нет 100-процентного охвата отцов обязательным отпуском. Чаще всего в качестве положительного примера приводят Швецию — там самый высокий процент отцов, которые используют отпуск по уходу за ребенком. Это обусловлено в том числе размером пособия — он привязан к индивидуальной зарплате, если отец отказывается от отпуска, то семья теряет в доходе. Некоторые пары принимают решение буквально с калькулятором в руках, а также с учетом интересов мужа, жены, маленького ребенка и других детей в семье, если они есть. Но денежный аргумент очень весомый. Семья должна выигрывать от отцовского отпуска и психологически, и материально.

Хочу подчеркнуть, что обязательный отцовский отпуск — лишь элемент гендерной политики. Он направлен на то, чтобы, с одной стороны, вовлечь мужчин в семейные обязанности, с другой — расширить возможности профессионального роста для женщин (если она меньше времени тратит на домашнее хозяйство и воспитание детей, то больше времени уделяет собственному развитию).

— В Беларуси с 1 января 2013 года размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет дифференцируется в зависимости от количества детей в семье (на первого ребенка он составляет 35% среднемесячной заработной платы работников республики, на второго и последующих детей — 40%). Таким образом, размер пособия привязан к средней зарплате по стране. Допустим (только допустим!), что решение о введении обязательного папиного отпуска будет признано целесообразным. Если аналогичный принцип ляжет в основу оплаты такого отпуска, то его роль будет стимулирующей для одних мужчин и ударом по доходам для других…

— Повторю: введение обязательного отцовского отпуска — прогрессивная мера. Но заставлять семью терять значительную часть дохода — значит, нанести удар по самой идее. Впрочем, не стоит заранее пугаться и пугать других: продолжительность обязательного отцовского отпуска, исходя из европейского опыта, — всего-то пару недель. Следовательно, ощутимые потери в доходах будут только у тех отцов, чей официальный заработок многократно выше, чем в среднем по стране.

Как правило, при обсуждении люди акцентируют внимание больше на минусах, чем на плюсах. Но введение обязательного отцовского отпуска очень важно с точки зрения отношений работника и нанимателя. Согласитесь, далеко не каждый работодатель склонен отпускать работника «без уважительной причины», а тут — придется, как ни крути!

В конвенции МОТ есть понятие «работник с семейными обязанностями», заметьте, без указания пола. Хотелось бы, чтобы и в Беларуси это понятие получило прописку.

— Как известно, белорусские силовики в отпуск по уходу за ребенком уйти не могут — таково законодательство. Интересно ваше мнение: в случае введения обязательного папиного отпуска они опять окажутся вне зоны действия новой нормы?

— Уверена, что обязательный отпуск (если будет введен, конечно) должен быть распространен и на сотрудников этих уважаемых ведомств.

— В Беларуси один из самых длительных в мире отпусков по уходу за ребенком — три года. Некоторые выступают за его сохранение, считая это большим социальным достижением, некоторые — за сокращение, поскольку он влечет серьезные социальные издержки и потери трудового ресурса, некоторые — за разделение этого отпуска на мамину и папину часть. А что думаете вы?

— Как это ни парадоксально, но зарубежные эксперты считают трехлетний отпуск по уходу за ребенком подспудно дискриминационной мерой по отношению к женщине. По их мнению, законодательное право на длительный отпуск становится мощным ориентиром для женщин использовать его полностью, что не благоприятствует их карьерному росту, продвижению в сфере труда.

На мой взгляд, в наше время три года перерыва в карьере любого работника — непозволительная роскошь. И не важно, о ком идет речь — о женщине или мужчине. За три года в любой профессии (IТ или парикмахерское дело) происходят огромные подвижки. Получается, что такой период вне рынка труда — это тяжело для одной категории работников, а для другой (малооплачиваемой) — способ материально поддержать себя и ребенка.

Ни одно решение не бывает однозначно хорошим или плохим — каждое имеет плюсы и минусы. Так и с вопросом длительности отпуска по уходу за ребенком, и с обязательным отцовским отпуском. Принимая подобные решения, важно продумывать и связанные с ними аспекты — детские сады, рабочие места и т.д. Именно поэтому так важно просчитать все возможные последствия заранее.

— Как вы полагаете, обязательный отцовский отпуск — это папа вместе с мамой или папа вместо мамы?

— По моему мнению, у семьи должен быть выбор. Лучше, чтобы решение принимали сами родители, исходя из личных обстоятельств и этапа развития ребенка.

Елена ПРУС,

Добавить комментарий