Какие меры по противодействию торговле людьми принимаются в Республике Беларусь?

Проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.

В 2003 г. в Беларуси ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол). Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций ООН, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. В 2013 г. наша страна присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, которая вступила в силу для нашего государства 1 марта 2014 г. Выполняя международные обязательства, государство проделало значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с международными договорами.

Выстроена система мер по противодействию торговле людьми, которая включает совершенствование национального законодательства; деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация; подготовку кадров; международные усилия и сотрудничество. Наряду с этим уделяется большое внимание обеспечению доступа заинтересованных к статистике, отчетности и иной полезной информации, размещаемой в глобальной компьютерной сети Интернет.

В соответствии с международными договорами выработаны ключевые нормативные правовые акты в сфере борьбы с торговлей людьми. Урегулированы проблемные вопросы трудоустройства и обучения за границей, международного усыновления, деятельности брачных агентств. Законодательно закреплено определение жертвы торговли людьми, определены меры по защите и реабилитации жертв.

С 2002 г. реализуется план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде программ. Первая Государственная программа по противодействию торговле людьми была рассчитана на 2002 – 2007 годы (утверждена Правительством), вторая и третья – на 2008 – 2010 и 2011 – 2013 годы соответственно (утверждены Главой государства). Четвертая, пятая и шестая программы были разработаны на 2013 – 2015/2017 – 2019/2020 – 2022 гг. и называются Программами по борьбе с преступностью и коррупцией (утверждены решениями координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь). Они совмещают в себе борьбу с коррупцией и транснациональными преступлениями (наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция). Уход в трех последних программах от одной лишь торговли людьми и объединение в них нескольких проблемных сфер связаны с сокращением масштабов торговли людьми (почти в 10 раз) и нецелесообразностью распыления сил и средств.

В реализации всех антитрафикинговых программ активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально программы были ориентированы в основном на уголовное преследование трафикеров, то сегодня акценты смещены на профилактику, работу телефонов «горячей линии», социальную рекламу, защиту и реабилитацию пострадавших (с активным использованием потенциала международных организаций, общественных объединений).

По инициативе МВД в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) в 2005, 2008 и 2015 гг. внесены изменения и дополнения, благодаря которым в стране сегодня действуют семь составов преступлений, охватывающих различные виды и формы «современного рабства».
Вот эти составы: статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»; статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»; статья 181 «Торговля людьми»; статья 1811 «Использование рабского труда»; статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей); статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» (если это привело к эксплуатации человека за рубежом); статья 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего» (в случаях, когда для порносъемки в качестве «модели» или «актера» используется ребенок).

В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Во исполнение Палермского протокола и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми приведено к международным стандартам национальное определение торговли людьми (при этом для устранения конкуренции норм дано также определение использования занятия проституцией).

В декабре 2014 г. в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» внесены изменения и дополнения, которые определили основы идентификации жертв торговли людьми, а также ввели принцип 30-дневного срока на обдумывание ими своей ситуации и принятие решения об обращении в органы уголовного преследования. Важно, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, утвержденный Правительством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 г.). Созданный механизм предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций. Помимо этого, действует ряд иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование оказания реабилитационной помощи жертвам торговли людьми.

Сведения о гражданах, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, об идентифицированных жертвах торговли людьми, а также о состоянии преступности в рассматриваемой сфере обобщаются и размещаются на официальном сайте МВД (исключительно статистические данные).

Деятельность в Беларуси государственных органов, международных организаций, общественных объединений в сфере борьбы с торговлей людьми, а также их координация сегодня разделены на две составляющие. Первая затрагивает координацию работы правоохранительных органов (осуществляется координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре). Вторая составляющая касается координации при идентификации, жертв торговли людьми и их перенаправлении для применения мер по защите и реабилитации, в том числе за рубежом (здесь общим координатором является МВД). Кроме того, на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика в рассматриваемой сфере, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых в Беларуси усилиях по искоренению торговли людьми.

Налажено активное взаимодействие МВД с Представительством Международной организации по миграции (МОМ) в Республике Беларусь, Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), общественными объединениями, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с торговлей людьми.
При поддержке МВД они проводят информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, создают свои приюты и убежища для жертв торговли людьми, уполномочены их самостоятельно выявлять и реабилитировать, участвовать в реализации государственного социального заказа.

Взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями в области борьбы с торговлей людьми осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи (ПМТП). В настоящее время совместно с Представительством МОМ реализуется ПМТП «Укрепление в Республике Беларусь национального механизма перенаправления пострадавших от торговли людьми», рассчитанный на 2017 – 2020 гг. Выполняются планы сотрудничества МВД с ЮНИСЕФ.

На региональном уровне сотрудничество в рассматриваемой сфере строится в рамках деятельности междисциплинарных групп из представителей милиции, органов пограничной службы, прокуратуры, судов, Следственного комитета, организаций образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, представителей международного и общественного сектора.

На международной арене Республика Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с торговлей людьми. Еще в 2005 г. в ходе Саммита глав государств и правительств в г. Нью-Йорке Глава государства с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, в развитие которой 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми. В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. По инициативе Беларуси дата 30 июля объявлена Генеральной Ассамблеей ООН Всемирным днем борьбы с торговлей людьми. Ежегодно организуются приуроченные к этой дате пресс-конференции, иные информационные мероприятия (выступления на открытии тематических молодежных лагерей, в СМИ и т.д.). Позиции Беларуси в сфере противодействия торговле людьми на мировом уровне отстаиваются представителями МВД и Министерства иностранных дел, Постоянными представительствами Республики Беларусь при международных организациях.

Для выявления и раскрытия торговли людьми и связанных с ней преступлений в структуре МВД создана специализированная служба – главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции (ГУНиПТЛ КМ МВД). С целью укрепления кадрового потенциала в Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми. Кроме того, с 2007 г. на ее базе функционирует открытый при содействии МОМ Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (МУЦ), который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

Можно уверенно отметить, что сегодня принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми и связанным с ней преступлениям показывают свою эффективность и отвечают особенностям внутренней и внешней ситуации в данной сфере.

Основные формы торговли людьми остаются в нашей стране практически неизменными с 2000 г. – это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации (в 2010 г. выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов). Самым распространенным в Беларуси видом эксплуатации жертв торговли людьми является сексуальная эксплуатация. Для нее трафикеры перемещают людей преимущественно в Российскую Федерацию, а также в страны Европейского союза и Ближнего Востока, однако внутренняя сексуальная эксплуатации превалирует над внешней.
С целью трудовой эксплуатации белорусов, как правило, вывозят в Российскую Федерацию и Республику Польша, однако данный вид трафикинга также более распространен внутри республики.

В 2019 г. органами внутренних дел выявлено 1419 преступлений в сфере противодействия торговле людьми и связанным с ней преступлениям (трафикинг, оборот порнографии, в том числе детской, а также преступления против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних). Из указанного количества 541 преступление, или 38,1%, относится к категории тяжких и особо тяжких.

Установлены 794 подозреваемых в совершении торговли людьми и связанных с ней преступлений (163 лица арестованы).

Идентифицированы 128 жертв торговли людьми, включая 30 несовершеннолетних, из которых 22 ребенка использованы в качестве моделей/актеров для изготовления порнографии.

По линии противодействия непосредственно трафикингу (это деяния, предусмотренные Палермским протоколом) выявлено 93 преступления, в том числе 49 тяжких и особо тяжких. Основная их часть (92) связана с сексуальной эксплуатацией, которая в большинстве случаев осуществлялась внутри страны. Однако это не ослабляет внимания к пресечению внешнего трафикинга: в 2019 г. перекрыто 15 каналов поставки «живого товара» за рубеж, по которым проходят 20 жертв.
В общем массиве трафикинга превалируют факты организации и/или использования занятия проституцией, составляющие 76,3% (71) от всех преступлений указанной категории.

С разбивкой по конкретным видам преступлений ситуация выглядит следующим образом: организация и/или использование занятия проституцией (статья 171 УК) – 71; вовлечение в занятие проституцией (статья 171УК) – 18; торговля людьми (статья 181 УК) – 4.

Примеры: 

В феврале 2019 г. пресечена преступная деятельность гражданина Иракской Республики, который в период с 2017 по февраль 2019 гг. на территории г. Минска занимался вовлечением и использованием занятия проституцией белорусских женщин. Последний осужден по части 1 статьи 171, части 2 статьи 171-1 УК к лишению свободы.

В ноябре 2019 г. в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий по пресечению канала вывоза гражданок нашей страны за границу с целью сексуальной эксплуатации в г. Минске при попытке вывоза завербованных женщин задержан гражданин Украины, который в ходе общения в мессенджерах и социальных сетях подыскал двух жительниц столицы для подконтрольного занятия проституцией в Литовской Республике.

Особое внимание обращают на себя случаи тесной связи торговли людьми с оборотом детской порнографии и педофилией (когда несовершеннолетние жертвы передаются другим лицам для использования порно-съемках и удовлетворения сексуального влечения).

Пример: 

По нашумевшей в 2019 г. истории касаемо серии преступлений в отношении заведомо малолетних, девочек, а именно: изготовление и распространение порнографических материалов с их изображением, развратные действия, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, торговля людьми, а также незаконный оборот наркотических средств, осуждены четверо виновных лиц по частям 2, 3 статьи 343-1, части 1 статьи 169, части 3 статьи 167, части 3 статьи 166, части 3 статьи 167, части 3 статьи 181, а также по части 1 статьи 328 УК к 20 годам лишения свободы.

Помимо выявления и раскрытия преступлений, органами внутренних дел принимаются значительные усилия, направленные на профилактику преступлений торговли людьми и связанных с ней преступлений,
в особенности – сексуального насилия и эксплуатации в отношении детей (где главной угрозой современности является перемещение противоправной деятельности в сеть Интернет).

При поддержке Представительства МОМ и ЮНИСЕФ проводятся информационные кампании, по телевидению транслируется социальная реклама, в метро и на вокзалах размещаются информационные листовки, на улицах городов устанавливаются билборды, работают телефоны горячей линии, информационные порталы в сети Интернет. Разработана и введена в эксплуатацию тематическая ветка интернет-ресурса «kids.pomogut.by», которая предназначена в том числе для получения необходимой информации по вопросам защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации в интернет-пространстве.

В продолжение инициатив МВД, предлагаемых заинтересованным еще с 2015 г., для более эффективного противодействия сексуальному насилию и эксплуатации в отношении детей, их защиты, совершенствования раннего выявления и профилактики преступлений указанных категорий в декабре 2019 г. на заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией рассмотрен проект комплексных мер. Результатом стало утверждение Советом Министров Республики Беларусь плана организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2020 – 2022 гг. Ряд предложений МВД, не вошедших в план, интегрирован в новую Программу по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020 – 2022 гг.

В целом предпринимаемые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми и связанных с ней преступлений.
Это заслуга совместной работы как государственных органов, так и заинтересованных международных и неправительственных организаций, которые не конкурируют, а дополняют друг друга.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, важно понимать, что для эффективного противодействия «современному рабству» необходимо вовлечение в борьбу с ним всего общества.

Иван ГАНИКЕВИЧ,

старший оперуполномоченный ГНиПТЛ Кореличского РОВД