Специально для «ГП» Петр Петровский: «Ситуация с самолетом Ryanair демонстрирует открытую недоброжелательную политику стран Евросоюза по отношению к Беларуси»

Специально для «ГП» Петр Петровский: «Ситуация с самолетом Ryanair демонстрирует открытую недоброжелательную политику стран Евросоюза по отношению к Беларуси»

Почему экстренная посадка самолета Ryanair в Беларуси обросла политическим шумом и зачем «демократия» укрывает чужих преступников

В минувшее воскресенье в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании совершил внеплановую посадку пассажирский самолет, выполнявший рейс из Афин в Вильнюс. Команду принять лайнер в белорусской столице дал лично Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Позже выяснилось, что сообщение о минировании самолета оказалось ложным (по этому факту Следственный комитет Беларуси возбудил уголовное дело). После проверки и досмотра пассажиров и судна самолет благополучно отправился в Вильнюс.

Борт просит посадки

Этот инцидент наверняка не привлек бы столько внимания, если бы не тот факт, что на борту находился Роман Протасевич – автор одного из ресурсов, признанных в Беларуси экстремистскими. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело, он объявлен в международный розыск. Неудивительно, что после поднявшейся в сети шумихи в связи с посадкой самолета, привлекшей к этому гражданину Беларуси внимание и в конечном итоге его изобличившей, тот был задержан в аэропорту правоохранителями.

Не прошло и нескольких часов, как оппозиция назвала ситуацию с воздушным лайнером и Протасевичем «операцией спецслужб по захвату самолета с целью задержания активиста и блогера Протасевича». А вслед за этим посыпались заявления истеблишмента отдельных стран, которые в отношении Беларуси давно ведут не самую доброжелательную политику. Нового ничего: угрозы санкциями и требования немедленно освободить «невиновного».

Первое, что вызывает недоумение в этих заявлениях, – их обвинительная риторика. Мол, белорусские власти провели целую спецоперацию только для того, чтобы задержать Протасевича. И ведь никого не смущает, что экипаж самолета сам запросил посадку. Опубликованы переговоры сотрудников аэропорта и экипажа самолета Ryanair. На записи диспетчер спрашивает пилотов: «Откуда рекомендация приземлиться в Минске?» На что экипаж ответил: «Это наша рекомендация». (Подкрепленная, кстати, соответствующими инструкциями). Позже литовская полиция подтвердила, что решение посадить самолет в Минске принял именно капитан судна после обсуждения с авиакомпанией Ryanair.

самолет.jpg

Двойные стандарты. Дубль N

Разбираться в таких деталях не «хайпово», когда есть шанс «уличить рэжым» в попрании демократических прав и свобод и международных договоров. Только на вору, как говорится, и шапка горит: страны коллективного Запада не единожды останавливали самолеты на своей территории из-за внутриполитических мотивов.

– Можно привести несколько примеров. 2013 год – принудительная посадка самолета президента Боливии в Вене по требованию спецслужб США  из-за информации о том, что на борту может находиться бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, автор разоблачительных публикаций об американских спецслужбах. 2016 год – самолет «Белавия» был вынужден приземлиться в Украине по требованию украинской стороны для задержания и досмотра гражданина Армении, активиста антимайдана. Таких примеров за практику международных отношений было достаточно много, – рассуждает эксперт РОО «Белая Русь», политолог Петр Петровский. – Нужно понимать, что в случае с рейсом Афины – Вильнюс экипаж самостоятельно принимал решение о посадке. Никакого давления со стороны белорусского государства ни на авиакомпанию, ни на пилотов не было. И то, что на борту оказался гражданин Беларуси, находящийся в международном розыске, демонстрирует как раз недоброжелательную политику стран Европейского Союза, которые вместо того, чтобы выполнить свое международное обязательство, скрывают белорусских граждан, находящихся в розыске по достаточно серьезным уголовным статьям: терроризм, экстремизм, подготовка и управление массовыми беспорядками.

Возникает вопрос к Евросоюзу: почему господин Протасевич не был выдан белорусской стороне еще в ноябре 2020-го, когда был объявлен в международный розыск? Задержание его в Национальном аэропорту «Минск» – выполнение законодательства Республики Беларусь.

Подобную позицию выразили многие зарубежные эксперты.

«Действия белорусских авиационных властей соответствовали международным нормам. … Вызывает удивление скоординированная реакция на эти события (посадка самолета и задержание Протасевича. – Прим. авт.) представителей ряда западных стран и международных организаций, включая ЕС, НАТО и ОБСЕ. Они требуют отпустить задержанного Романа Протасевича и ввести максимально жесткие дополнительные санкции против Беларуси и авиакомпании «Белавиа». Хотелось бы напомнить, что на подобные события, происходившие ранее в других странах, они реагировали по-другому. А таких примеров было немало», – цитирует БЕЛТА официального представителя МИД России Марию Захарову.

с (1).jpg

Санкции против себя же?

Очевидно: Запад намеренно пытается найти в ситуации политический подтекст, преследуя свои интересы. Но двойных стандартов здесь быть не может: Беларусь действовала согласно установленным международным правилам. Более того, мобилизовала немало ресурсов, чтобы обеспечить безопасность пассажиров самолета и экипажа: МЧС, медики, саперы, военные. А в ответ традиционное – санкции. Под давлением национальных правительств некоторые авиакомпании заявили, что не будут теперь летать над территорией Беларуси. Иные рассматривают введение запрета на полеты в ЕС для белорусских авиакомпаний.

– Полеты в обход воздушного пространства Беларуси ударят прежде всего по самим авиакомпаниям, ведь им придется затрачивать больше средств. А это прямо приведет к подорожанию билетов, увеличению длительности перелетов для пассажиров. Экономический эффект такого нелогичного политического маневра отрицательный. Впрочем, у Беларуси давно нет иллюзий насчет истинных мотивов стран коллективного Запада. Но наше крепкое, с чувством «годнасці» государство выстоит, – заключил Петр Петровский.