«Я не видела, как сын сделал первые шаги, не слышала, как сказал первое слово». Как в Кореличском районе женщинам помогают вернуть детей из приюта

Как правило, с рождением ребенка рождается и мать. Ее рождение — процесс серьезный и непростой, но, как показывает жизнь, не всегда благополучный. Горько, когда при живых родителях дети попадают в приюты и Дома ребенка. К счастью, в Беларуси есть специальные службы, которые помогают таким родителям вернуть домой самое дорогое, что у них есть, — детей.

— В текущем году из-за угрозы жизни и здоровью детей пришлось направить в приют или отдать под опеку родственникам 14 ребят из 9 семей, — рассказывает заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома Ольга Базар. — Отрадно, что в результате наших совместных усилий сегодня только 4 ребят остаются в приюте, остальные либо вернулись в родные семьи, либо находятся под опекой родных людей.

Ольга Дмитриевна предлагает вместе с ней отправиться в дома тех, кому удалось вернуться к нормальной жизни и снова получить возможность называться мамой и папой.

У 23-летней К. непростая история. Родилась в многодетной семье, в 11 лет стала сиротой. Сначала росла в приюте, потом в приемной семье. С будущим мужем познакомилась в колледже, поженились, приехали в Кореличи. К. устроилась на работу, а вот супруг трудиться не спешил: то график не тот, то зарплата не устраивает. Сидел дома, начал выпивать. Когда в семье появился сын, казалось, что все наладится, но глава семьи от роли иждивенца отказываться не хотел. Трагедия случилась 20 декабря 2019 года. Семья вместе с малышом отправилась в гости. Во время застолья нетрезвая К., не стерпев поведения мужа, схватила нож и ударила его. К счастью, ранение оказалось хотя и тяжелым, но не смертельным. А дальше все было как во сне: К. оказалась под следствием, 8-месячного малыша отправили в Дом ребенка.

— То время, когда у меня забрали сына, было самым тяжелым, — признается К. — Но теперь понимаю, что, если бы тогда я не получила такую встряску, все могло бы закончиться намного хуже, неизвестно, где бы я оказалась сегодня. На заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних меня очень стимулировали: помогали, подсказывали, поддерживали, иногда и ругали. Через полгода мы смогли забрать ребенка домой. Ему на тот момент был год и два месяца. Он не забыл меня, назвал мамой. Мы плакали, обнимались и целовали друг друга.

С мужем К. рассталась. Говорит, что не жалеет: лучше быть одной, чем с нерадивым супругом. Об одном сожалеет, что первые шаги ее сын сделал не дома, а в Доме ребенка, и первые слова сказал чужим людям, а не своей маме.

Ольга Базар говорит, что такие ситуации, когда людям удается помочь решить кризисную ситуацию, вдохновляют на дальнейшую работу. Главное в этом деле — найти в человеке нужную струну, правильно сыграть на ней, чтобы у него появился стимул к новой жизни.

— К счастью, большая часть детей, которые временно изымаются из семей по причине социального неблагополучия родителей, возвращаются домой, —  с удовлетворением отмечает Ольга Базар. — Многие до сих пор рассказывают мне о своей жизни, даже фото или видео своих успехов присылают.

Иногда в жизни женщин возникают такие ситуации, когда они становятся жертвами психологического и физического насилия со стороны своих близких. Так, 29-летняя О., мать троих детей, жила с матерью и братом в одной из деревень района. Именно брат и пристрастил ее к бутылке. В пылу пьяного застолья О. часто от него доставалось. Конечно, в такой ситуации детей в семье оставлять было нельзя. Их поместили в приют. О. попросила помочь ей с жильем и работой. Вскоре ей предоставили комнату в общежитии и работу в райцентре. О. перестала заглядывать в бутылку, старательно работала, верила, что сможет вернуть дочерей. Так и случилось. Теперь О. за средства семейного капитала приобрела дом. Она счастлива, что только она в нем хозяйка и девочки могут жить, не боясь, что пьяный дядя может учинить скандал.

Бывают случаи, когда несмотря на все усилия специалистов, женщины теряют статус матери. Так, в 2020 году одну женщину лишили родительских прав. Ни через день, ни через месяц мать не сделала ни одного шага, чтобы вернуть детей. Старшая дочь оказалась в приемной семье, младшего усыновили. А нерадивую мать из-за просроченного вида на жительство депортировали из страны.

В Кореличском районе достаточно развита система опекунства. На сегодняшний день здесь проживает 16 опекунских и 9 приемных семей, в которых воспитывается 37 детей.

—  Одной из самых опытных приемных мам в районе является Светлана Михайловна Дунец, — говорит Ольга Базар. — Она воспитала троих сирот, которые оказались никому не нужны. Дети были сложные, росли в непростых условиях. Она смогла дать им и материнскую любовь, и помочь определиться в жизни. На сегодняшний день помогает воспитывать ребенка приемной дочери.

Чтобы посмотреть, в каких условиях воспитываются социальные сироты, отправляемся в Кореличский районный социально-педагогический центр. Социальный педагог центра Инна Арабей проводит для нас небольшую экскурсию. Начинаем с уютной комнаты, где проходят встречи детей с родителями. Переходим в игровую комнату, которая напоминает домашнюю гостиную. Здесь стоит плазменный телевизор, мягкий уголок, много игрушек, книги. Спальни для мальчиков и девочек тоже устроены со вкусом, здесь чисто, тепло и уютно. Есть спортивный зал, где благоухает зимний сад. В центре тихо: дети сейчас в детском саду и школе на занятиях. В комнате для занятий только 5-летняя К. рисует единорога. Увидев нас, сначала смущается, а потом с гордостью показывает рисунок.

— К. в приюте с августа. Ее родители частенько прикладывались к бутылке, поэтому девочку сюда и поместили, — объясняет Ольга Базар. — Мы их пристально контролируем. Отрадно, что они стараются исправиться, стремятся вернуть дочь домой.

Инна ЛЕЙКО

Фото автора

1