Начальник управления образования Кореличского райисполкома Ирина Осташевич рассказывает о новациях Кодекса об образовании

Новая редакция Кодекса об образовании увидела свет спустя десять с небольшим лет после появления ныне действующей версии документа. С тех пор произошло немало изменений как в сфере образования, так и в жизни белорусов, в законодательстве страны. Об основных изменениях рассказала начальник управления образования Кореличского райисполкома Ирина Осташевич.

 – Ирина Валерьевна, какие новации коснулись дошкольного образования?

– В новой редакции Кодекса об образовании оптимизированы виды учреждений дошкольного образования. В прошлой редакции их было шесть, теперь остается только три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Нововведение не повлияет на количество учреждений дошкольного образования. Речь идет именно об унификации их наименований и упорядочивании их. К примеру, у нас в районе 539 воспитанников, которые посещают 7 детских садов (в том числе ясли-сад №1, ясли-сад г.п. Мир и Дошкольный центр развития ребенка г.п. Кореличи) и пять учебно-педагогических комплексов. С 1 сентября останутся Дошкольный центр развития ребенка и учебно-педагогические комплексы, все остальные получат название «детский сад».

Второй акцент в сфере дошкольного образования дает возможности для дополнительного образования детей и молодежи, что позволит проводить в детских садах кружковые и иные виды работ с целью разностороннего развития личности ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и способностями.

Третье отличие обновленного кодекса заключается в возможности получения дошкольного образования на дому. Кроме того, местным исполнительным и распорядительным органам даны полномочия по изменению норм наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Это позволит снять напряжение при определении детей в детский сад.

– Чем обусловлено продление учебного года до 31 августа?

– С 2022 года установлена новая продолжительность учебного года. Учебный год будет начинаться 1 сентября и длиться по 31 августа, а не по 31 мая, как было ранее. Данное нововведение связано с тем, что в школах летом не останавливалась воспитательная работа: учителя продолжали в этот период работать, функционировали лагеря, проводились мероприятия.

– Насколько востребованным, на Ваш взгляд, будет изменение о том, что в первый класс могут зачислять детей младше 6 лет? Насколько это актуально?

– В 1-й класс можно поступить и в 5 лет. Новая редакция Кодекса позволит зачислять детей, которым не исполнилось на 1 сентября 6 лет, в 1-е классы. Ранее родителям необходимо было обращаться в Министерство образования, чтобы получить такое разрешение. Теперь администрация школы или гимназии имеет право на местах решать этот вопрос. Правда, при условии, что детям 6 лет исполнится до 31 декабря. Также родители должны предоставить медицинскую справку с заключением о том, что ребенок годен к учебе в школе. И такие дети есть в нашем районе. К примеру, в 2019/2020 учебном году было 3 учащихся, в 2020/2021 – 5, в текущем учебном году – один. Все они приносили разрешение Министерства образования. У них была хорошая подготовка к 1-му классу, родители не хотели терять год, оставляя ребенка в саду.

– Как будут проходить новые централизованные государственные экзамены? Будут ли это большие изменения?

– Стоит обратить внимание на важное изменение, касающееся проведения итоговой аттестации выпускников. Предусмотрено, что с 2023 года итоговые испытания по отдельным учебным предметам в ходе итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования будут проводиться в виде централизованного экзамена. Раньше выпускникам приходилось готовиться и к изложению по русскому или белорусскому языку (по выбору учащихся), и к контрольной письменной работе по математике. Затем для поступления в вуз ребята сдавали еще и ЦТ. Сейчас испытание будет проходить только в виде теста. Уже определено, что этот национальный экзамен у выпускников будет по двум предметам – русскому или белорусскому языку, а также по математике. После школы они получат сертификаты о прохождении национального экзамена, которые будут приниматься и в высших учебных заведениях как вступительное испытание. Но ЦТ по другим предметам, например, по физике, химии, биологии и т.д., останется и будет проводиться после национального экзамена.

– Как изменятся формы обучения? Как будет организовано дистанционное обучение?

– Дистанционная форма в общем среднем образовании новой редакцией Кодекса об образовании не предусмотрена. Причем это будет точечно по уровню профтехобразования. Более широкое применение дистанционная форма может получить в дополнительном образовании взрослых, где немало различных видов образовательных программ.

– Каковы изменения в проведении целевой подготовки специалистов?

– Важный момент, который изложен в обновленном документе, – выпускники, обучавшиеся на платной основе и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста. Предоставление первого рабочего места, отработка в течение двух лет – хорошие гарантии для молодого специалиста, которому без опыта работы трудоустроиться очень непросто. При этом молодому специалисту положены еще определенные надбавки и преференции, которых были лишены «платники», а ведь это существенная социальная поддержка и защищенность вчерашнего студента.

Расширяются возможности целевой подготовки: своих будущих работников направить на обучение могут организации, которые находятся в крупных населенных пунктах.

В 2021 году направлены на обучение на условиях целевой подготовки в сфере образования в педагогические вузы и ссузы 6 выпускников, в сфере здравоохранения – 4 выпускника, в сфере культуры – 4, в сфере сельского хозяйства – 5, в сфере торговли и услуг – один.

Наталья СОКОЛЯНСКАЯ

Фото Инны ЛЕЙКО