Комитет госконтроля Гродненской области контролирует сроки и качество выполнения капремонта жилья

Предоставление гражданам комфортных условий проживания является обязанностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Все строящиеся в регионе новые жилые дома – энергоэффективные. За 2022 год по области построено и введено в эксплуатацию 294,9 тыс. кв. м энергоэффективного жилья. Многоквартирные жилые дома обеспечены всем необходимым инженерным оборудованием, новыми удобными лифтами. Имеются места для хранения велосипедов и детских колясок. Рядом строятся усовершенствованные детские площадки.

Однако спустя какое-то время  каждый жилой дом нуждается в капитальном ремонте, а двор – в благоустройстве.

Необходимость проведения капитального ремонта жилищного фонда определяется на основании обследования жилых домов и сроков их службы. Списки жилых домов, в которых необходимо выполнить капитальный ремонт, формируются местными исполнительными органами с перспективой на один год, пять лет и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполкомов, местных администраций районов в городах.

Глава государства в Директиве № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» поставил задачу облисполкомам обеспечить в 2020 году достижение доли капитально ремонтируемого жилья в размере 3% от эксплуатируемого жилищного фонда и не допускать в дальнейшем снижения достигнутого уровня.

В 2022 году областью обеспечено выполнение данного поручения. Ввод общей площади жилых домов после капитального ремонта составил 371,2 тыс. м², или 100,9% от доведенного показателя (368,0 тыс. м2). Вместе с тем, задание не выполнено в 3-х районах области. В Берестовицким районе введено 1,4 тыс. м², или 35% от задания, в Дятловском районе — 2,55 тыс. м², или 54,3% от задания, в Островце задание выполнено на 89% (введено 8,2 из 9,2 тыс. м²).

Основными причинами невыполнения заданий являются включение в текущие графики капремонта объектов, по которым не была разработана проектно-сметная документация, неоднократная корректировка таких графиков, необходимость доработки проектной документации уже на стадии выполнения работ, что влечет приостановку самих работ, последующее затягивание сроков их выполнения со стороны подрядчиков, а также недостаточность финансирования по отдельным объектам.

К сожалению, приходится констатировать, что не решена проблема по выполнению капитального ремонта жилых домов с нарушением нормативных сроков производства работ. На начало года по области имелось 13 таких объектов (в г. Гродно – 10 объектов, в Вороновском, Свислочском и Островецком районах – по одному объекту).

Например, при нормативном сроке выполнения работ 3,5 месяца работы по капитальному ремонту жилого дома в г. Гродно не завершены с марта 2022 года.

При этом имеют место случаи, когда кровли на некоторых жилых домах перекрываются в неблагоприятный период времени, что по отдельным объектам привело к залитию имущества жильцов таких домов и обоснованным их нареканиям к горе-строителям. Такой негативный факт зафиксирован при проведении капитального ремонта одного из жилых домов в г. Гродно.

Имеются и другие негативные примеры и нарушения, в том числе по включению определенных видов строительно-ремонтных работ при разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта.

Периодичность капитального ремонта строительных конструкций (стены, крыши, балконы и т.д.) и инженерных систем (трубопроводы отопления, водо- и газоснабжения и др.) жилых и общественных зданий установлена строительными нормами «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденными Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь» от 27.10.2020 № 64.

При этом выявляются факты неправомерного включения в сметы отдельных работ. Например, в смету по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома в областном центре включены работы по оштукатуриванию наружных стен фасада, в то время как значительных дефектов штукатурки не имелось, что было отражено в актах общего весеннего и осеннего осмотра здания жилого дома. Кроме того, в 2008 году в рамках капитального ремонта в данном жилом доме уже были выполнены работы по ремонту всей наружной отделки стен, включая штукатурные работы. По направленным в адрес заказчика рекомендациям проектная документация была пересмотрена в части исключения работ по оштукатуриванию фасада здания, что позволило сэкономить средства бюджета в сумме более 35 тыс. рублей.

Комитет государственного контроля Гродненской области обращает внимание организаций жилищно-коммунального хозяйства и подрядчиков о необходимости строгого соблюдения требований законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту жилищного фонда. При повторном выявлении нарушений данного характера к виновным лицам могут быть применены меры административного воздействия.

С целью рационального использования денежных средств на выполнение работ по капитальному ремонту жилых домов гражданам рекомендуем до начала проведения капремонта участвовать в общих собраниях, ознакомиться с исполнительной (проектно-сметной) документацией, задавать интересующие вопросы и вносить свои предложения по вопросу предстоящего капитального ремонта. Инициатором проведения общего собрания должен выступать Заказчик (в г. Гродно – это ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство»), а на собрании также должны присутствовать представители Подрядчика (организация, которая будет выполнять ремонтно-строительные работы) и эксплуатирующей организации (ЖЭС, ЖСПК или ТС).