Из истории церкви в деревне Березовец

Величественные руины храма в деревне Березовец, что находятся в Кореличском районе, уже стали местом посещения тысяч туристов со всех концов Беларуси. Большинство местных жителей помнят церковь лишь в своем каменном обличии, какой она стала в 1889 году. История храма начинается в первой половине XVI века. Однако первоначальное местонахождение церкви было иным, она располагалась в Березовецком замке, который находился недалеко от самой деревни и принадлежал роду Кмитов. Уже к 1636 году храм сменил «прописку» и переехал на нынешнее место, сменив при этом и своего владельца.

Фото 1914-1917 гг. Госкаталог музейного фонда. Красноярский краевой краеведческий музей

Из «Протокола посещения генерального деканата Цыринских и Новогродских преподобным Томашем Вощеловичем, делегированным инспектором в 1798 г., составленный», узнаем, что «православный храм под названием Святой Троицы, наследие и патронат детей Радзивиллов и теперь несовершеннолетнего Доминика Радзивилла».  В документе содержится полное описание церкви в конце XVIII века. Здание было «деревянное, гонтом крытое, в стенах искривленное, купол и крест железные, дверь в церковь старая на тройных петлях, а окон всего восемь, немного избитых; внутри церкви хор из пиломатериалов, покрашенная исповедальня столярной работы, ризница с распашными дверями и четыре лавки.  Большой алтарь столярной работы расписан образом святой Троицы, алтарь боковой расписан образом Девы Марии, второй с образом св. Антония».

В протоколе указано, что из литургической утвари имелось два серебряных кубка с позолоченным интусом, серебряные чайные ложки для больных, оловянный мерник, медная бадья и медный котелок для воды. На момент визита в 1793 году в храме не было сделано следующее: шесть алтарных колоколов, роспись купола и три колокола в колокольне. Облачений священника насчитывалось семь, в том числе и один похоронный. Из книг и документов: одно Напрестольное Евангелие, один Миссал Виленского издания, 2-й, Супрасльский, Псалтырь, Требник, два польских Евангелия, хоралии, приходские речи, опись населения прихода с записями за 1794 г. Чудотворных образов, реликвий, индульгенций, церковно-приходских школ и больниц нет. После учета доходов и расходов в казну поступало 68 злотых в год. В четверти мили в деревне Крынки под опекой церкви стояла деревянная каплица в честь небесной Девы Марии. Приход состоял из селений: Березовец с количеством домов (44), Слобода (104), Тарасевичи (59), Некрашевичи (51), Мирасьев (19), Крынки (30) и Любавичи (12). Все эти села насчитывают 319 домов, к исповеди способных 615 мужчин, женщин 628, обоих полов вместе насчитывается  1243, а неспособных к исповеди всех живых душ 1766 лиц».

При храме имеется плебания. Двор состоит из деревянной избы-пекарни, каменной мурованной лавки, свирона в два этажа с ледовней, гумна с двумя токами, загоном для овец и бровар с солодовней, последние крыты дранкой, все же остальные покрыты соломой. Все строения возведены на собственные средства приходского священника после пожарища и опоясаны забором.

Приходским священником этой церкви в конце XVIII века являлся преподобный Иоанн Воллосевич (Jan Wollosewicz), 40 лет, проживавший с родителями. Он родился в Мало-Жуковичском приходе. Виленский воевода  Кароль Радзивилл (Karola Radziwilly) в 1794 году представил его для рукоположения, а в декабре того же года его сиятельство митрополит Смогожевский (Smogorzewski) рукоположил в сан и назначил на должность священника. Помимо самого священника, в церкви служили Сымон Рудковский (Symon Rudkowski), Стефан Рудковский (Stefan Rudkowski), Лукаш Минкевич (Lukasz Minkiewicz). Все трое в пресвитерии имели еженедельную трехдневную повинность для мужчин и ежегодно платили арендную плату за дом в размере 3 злотых и 10 грошей.

Интересные сведения о церкви содержатся в документе «Описание церквей и приходов Минской епархии за 1879 год».  Из него следует, что «приходская Свято-Троицкая церковь в селе Березовец состоит во 2-м благочинническом округе, Новогрудского уезда». Уже к 1863 году церковь была капитально перестроена на отпущенные Правительством средства и на момент описания находилась в «прочном и благовидном состоянии». Согласно описанию, «церковь деревянная, на каменном фундаменте; устроена продолговатым крестом с одним глухим куполом, гонтом крыта, одним рядом окон и тремя дверями. Наружные стены и кровля с куполом покрашены масляною краскою. Внутренняя площадь вместимостью около 15 квадратных сажень (около 68 кв. м) имеет квадратное расположение. Внутренние стены также покрашены масляною краскою, потолок подшит тесом, пол деревянный, к отоплению не приспособлено. Солея возвышена на одну ступень, на ней устроены и клиросы. Нового устройства дощатый иконостас, покрашенный в белый цвет, с золоченными карнизами и рамами, состоит из семи икон московского письма, поставленных в один ряд. Кроме того, в церкви находится местно-чтимая икона Божией Матери, величиною в 5 вершков (примерно 22 см), писаная по золотому фону на деревянной доске. Необходимые для совершения богослужения утварные вещи имеются в достаточном количестве, между ними находится один прибор литургических сосудов из серебра, остальные вещи апликовые и не ценны. Облачений священнических достаточно, между ними имеются два облачения из серебряной парчи. Евангелие богослужебное, в лист, в сплошном металлическом окладе. В церковном архиве метрические книги хранятся с 1764 г., а исповедные списки прихожан с 1844 года; есть также несколько визитных записей. В колокольне, устроенной отдельно от церкви, имеются пять колоколов, из коих самый большой в 11 пудов (около 180 кг), а остальные весом менее пуда в каждом. Погост церковный обнесен деревянной столярной оградою. Кладбище в приходе одно и в деревне Слободе приписная деревянная церковь».

Далее в документе отмечается, что в состав прихода входят селения: Березовец, Слобода, Тарасевичи, Некрашевичи, Крынки и Нерашево. Прихожан числится: мужского пола 1291, а женского 1246 душ; все они крестьянского сословия и занимаются только хлебопашеством. Причт составляют настоятель и два псаломщика. Настоятелем состоял священник Макарий Виторский, окончивший курс наук в духовной семинарии, рукоположен в 1843 году, награжден скуфьею.

В «Описании» приводятся сведения о церковном доходе, которого «в год поступает до 250 рублей. Причт, кроме штатного жалованья, получает значительный доход, простирающийся до 400 руб. в год, от богомольцев, собирающих в значительном количестве во все новолунныя недели, а также пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается: усадебной 2, пахатной 44 и сенокосной 13 десятин (1 десятина = 1,09 га). Усадебная земля при церкви, а остальная в разных местах. Причт получает еще 14 руб. и 17 ½ коп. за отшедшее в казну имение. Необходимые для помещения причта строения имеются; но дома находятся в ветхом состоянии». При церкви было  учреждено церковно-приходское попечительство, однако отсутствовали  школа и богадельня. Грамотных в приходе насчитывалось  около 5%.

Доподлинно неизвестно, что произошло с деревянной церковью, но уже в 1889 году был выстроен каменный храм в ретроспективно-русском стиле. Храм построен из обработанных каменных валунов, своды кирпичные, имелось три дверных проема, а венчал церковь купольный световой барабан. Однако храм жил мирной жизнью недолго, с началом боевых действий на восточном фронте в 1915 году церковь была частично разрушена, после чего так и не была восстановлена.

Никита ЛЕВКОВИЧ, студент факультета истории, коммуникации и туризма ГрГУ имени Янки Купалы 
Фото из открытых интернет-источников