Александр Кузьмицкий: «Конституция — это величайшее достижение белорусского государства»

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом нашего государства и в силу этого обладает  высшей юридической силой. Именно  в данном  документе  закреплены основы государственного устройства и правовой системы  Республики Беларусь, основные принципы взаимодействия между государством и человеком, основные принципы правового регулирования внутри общества.

Часть первая статьи 2 Конституции предусматривает, что высшей ценностью и целью общества и государства являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации.

Согласно статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

В связи с этим значительная часть конституционных норм посвящены именно правам и свободам граждан.

Одним из таких конституционных прав является право на невмешательство в частную жизнь.

В соответствии со статьей 28 Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его частную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.

Чтобы данная конституционная норма носила не декларативный характер, а реально действовала, другие акты законодательства устанавливают механизм ее реализации.

Так, статья 203 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за умышленное незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Такие деяния наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом. Если же такие деяния совершены  с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, то они наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или лишением свободы на срок до двух лет.

 В 2021 году в нашей стране принят специальный закон, регулирующий вопросы защиты персональных данных. Это Закон Республики Беларусь от 07.05.2021 N 99-З «О защите персональных данных».

В соответствии со статьей 2 данного Закона этот законодательный акт регулирует отношения, связанные с защитой персональных данных при их обработке, осуществляемой:

— с использованием средств автоматизации;

— без использования средств автоматизации, если при этом обеспечиваются поиск персональных данных и (или) доступ к ним по определенным критериям (картотеки, списки, базы данных, журналы и другое).

Действие данного Закона не распространяется на отношения, касающиеся случаев обработки персональных данных:

— физическими лицами в процессе исключительно личного, семейного, домашнего и иного подобного их использования, не связанного с профессиональной или предпринимательской деятельностью;

— отнесенных в установленном порядке к государственным секретам.

За незаконные действия в отношении персональных данных предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.

Согласно ст. 23.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за такие деяния, как:

— умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных (влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин). Данные деяния, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, влекут наложение штрафа в размере от четырех до ста базовых величин.

— умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц (влечет наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин).

— несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц (влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятидесяти базовых величин).

За наиболее общественно опасные деяния в данной сфере предусмотрена уголовная ответственность.

Так, статья 203-1 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за:

—  умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина (наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок).

— умышленное незаконное распространение информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина (наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом).

Указанные действия, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга квалифицируются по части 3 статьи 203-1 Уголовного кодекса и наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

Статьей 203-2 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных лицом, осуществляющим обработку персональных данных, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий (наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до одного года).

Что касается защиты чести и достоинства, то статья 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает ответственность за умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление).

Данное деяние влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо — наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.

Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений (клевета) в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, либо клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — влекут уголовную ответственность и  наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (статья 188 Уголовного кодекса).

Следует отметить, что посягательство на честь и достоинство Президента Республики Беларусь, иных представителей власти в связи с выполнением ими служебных обязанностей влекут в определенных случаях повышенную ответственность (статьи 367 — 369 Уголовного кодекса).

Кроме административной и уголовной ответственности, законодательство предусматривает и иные механизмы защиты вышеуказанных нематериальных благ.

Так, в соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.

В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

При этом гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Таким образом, указанные нематериальные блага относятся к числу важнейших благ, которые принадлежат гражданам. Поэтому защита таких благ гарантируется на уровне Основного Закона государства и охраняется в том числе уголовным законом.

Александр Кузьмицкий, заведующий юридической консультацией Кореличского района