Опубликован список космических объектов, где ученые надеются найти внеземную жизнь

Поиски внеземного разума уже давно рассматриваются как серьезная научная проблема.

Проект Breakthrough Listen по поиску признаков разумной жизни во Вселенной объявил о выпуске каталога Exotica, включающего полный список объектов, с которыми могут быть связаны техногенные сигналы. Результаты исследования в виде препринта опубликованы на сайте Калифорнийского университета в Беркли, пишет СБ со ссылкой на РИА Новости.
— Проект Breakthrough Listen уже значительно расширил масштабы и глубину своего поиска. Публикация этого каталога — новый и важный шаг для программы, — приводятся в пресс-релизе проекта слова его основателя Юрия Мильнера.

В рамках глобальной программы SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence) предприниматель Юрий Мильнер в 2016 году запустил проект Breakthrough Listen — инициативу по поиску признаков разумной жизни во Вселенной по техносигнатурам — потенциально техногенным сигналам.

— Когда дело доходит до поиска разумной жизни, важно избежать предвзятости. Пока мы не поймем больше о формах, которые может принять другая цивилизация и ее технологии, мы должны исследовать все вероятные цели. Каталогизация — первый шаг к этому, — говорит руководитель исследования Пит Уорден, исполнительный директор всех проектов Breakthrough Initiatives

Компания Listen значительно расширила возможности поиска, разработала технологию поиска с помощью гигантских радиотелескопов, развернутых на трех континентах, которая позволила охватить беспрецедентный диапазон частот с высоким разрешением.

Все, что было обнаружено подобного в космосе за эти годы, вошло в инновационный каталог Exotica, который включает 700 различных целей для исследования — от комет до галактик, от отдельных объектов, до масштабных небесных явлений.

— Поиски техносигнатур на сегодняшний день в значительной степени сосредоточены на поиске жизни, какой мы ее знаем: соседних звезд, в частности тех, которые имеют планеты с потенциалом для жидкой воды на их поверхностях. Расширенные возможности поиска Breakthrough Listen позволили нам рассмотреть гораздо более широкий спектр возможных техногенных сред, — говорит один из авторов публикации, Эндрю Симон, руководитель научной группы Breakthrough Listen, работающей в Исследовательском центре SETI (BSRC) Калифорнийского университета в Беркли.

Основополагающий принцип подхода Listen — широта обзора, разнообразие объектов, наблюдаемых в ходе программы. По мнению авторов проекта, это поможет астрономам ограничить круг потенциальных мест обитания внеземного разума, а также исключить возможность того, что любые явления, которые обычно считаются естественными, на самом деле окажутся искусственными.

Каталог Exotica содержит четыре категории:

1) прототипы небесных объектов — планет, звезд, галактик и так далее;

2) объекты с экстремальными свойствами — самая горячая планета, звезды с необычно высоким или низким содержанием металлов, самый отдаленный квазар и самый быстро вращающийся пульсар, а также самая плотная галактика;

3) аномалии — загадочные цели, поведение которых в настоящее время не может быть объяснено — необъяснимые оптические импульсы, которые длятся всего несколько наносекунд, звезды с избыточным инфракрасным излучением;

4) контрольная выборка источников, которые, как ожидается, не дадут положительных результатов.

В каталоге пока нет ни одной подтвержденной техносигнатуры, хотя, по мнению авторов, сотни астрономических объектов могут стать мишенями для поиска разумной жизни и новых астрофизических исследований.

— Многие открытия в астрономии не были запланированы. Иногда важное открытие может быть пропущено, так как никто не смотрел в нужном месте, потому что не верили, что там можно что-то найти. Так произошло с экзопланетами, которые могли быть обнаружены намного раньше, если бы астрономы искали планетные системы, непохожие на нашу. Возможно, мы ищем техносигнатуры не в тех местах. Каталог Exotica поможет нам ответить на этот вопрос, — отмечает первый автор статьи, доктор Брайан Лаки.

Ученые отмечают, что каталог Exotica не ограничивается только рамками программы SETI — любая новая научная программа может использовать его в качестве путеводителя по Вселенной.