«Миндовг, Свитязь и замок – не единственные наши бренды». Что может предложить туристам Новогрудок и что нужно для успешной работы в отрасли
Не замком единым
– Что отличает Новогрудский район, так это видение перспектив и путей развития туризма в регионе. Общая концепция была выработана еще под руководством предыдущего председателя райисполкома Анатолия Маркевича и дала серьезный толчок развитию туристического потенциала региона. Важно, конечно, что этими вопросами в регионе занимаются профессионалы, люди неравнодушные, – отметила заместитель начальника управления спорта и туризма облисполкома Татьяна Лидяева. – За последние годы сделано на самом деле много. В историческом центре города семь лет назад открыли туристско-информационный центр, а с 2017-го работает сайт «Туризм и отдых на Новогрудчине»: http://novtour.by/. Район активно участвует в проектах международной технической помощи. Новогрудок – постоянный участник туристических выставок, город презентует себя как на отечественном рынке, так и за рубежом.
Стали регулярными пресс-туры для журналистов, турфирм и туроператоров как Беларуси, так и стран-соседок: Литвы, России, Польши. Это также дает результат: познакомившись лично с потенциалом района, впоследствии туристические компании привозят сюда гостей.
Внимание уделяют и информационной поддержке: буклеты, сайты, соцсети, статьи. Здесь четко поняли суть эффективного маркетинга: информацию туристы не должны искать, она сама должна их находить. Не пройти-проехать мимо значимого объекта помогают таблички, баннеры и щиты. Около 70 новых появились в 2017–2018 годах. Также установлено около трех с половиной десятков дорожных знаков, указывающих направление движения и расстояние до агроэкоусадеб, достопримечательностей, памятных мест, музеев. Что касается Новогрудка, навигацию разместили в том числе на стилизованных фонарях.
Открывая новое
С прицелом на гостей в Новогрудке развивается инфраструктура, разрабатываются маршруты, открываются новые объекты.
– Сейчас делаем акцент на производственный туризм, хорошо развит религиозный, популярным становится экологический туризм, – отмечает заместитель председателя Новогрудского райисполкома Светлана Королько.
Новое перспективное направление – ностальгический туризм. Развивать его помогает музей еврейского сопротивления, который был открыт в 2007 году в здании одного из бараков бывшего еврейского гетто. Несколько лет назад на территории установили памятник Михле Сосновской, 12-летней девочке, которая сбежала из гетто, но позже была расстреляна немцами. В ее лице увековечена память о детях, погибших во время Холокоста. Заложили на территории музея сад, летом 2019-го торжественно открыли Стену памяти, на которой размещены имена всех бежавших из гетто. В Новогрудке в 2019 году состоялась встреча бывших узников и их потомков со всего мира, а в январе нынешнего года при участии музея такая же встреча прошла в Нью-Йорке.
Тренд последнего времени – производственный туризм, который раскрывает секреты больших и малых производств и отвечает на вопрос «Как это устроено?». Уже сегодня гости могут посетить ветропарк и станцию сортировки бытовых отходов. Узнать все о зеленой энергетике, научиться экономить энергию дома, правильно сортировать мусор. В планах – вовлечь другие предприятия. Например, могли бы подключиться те, кто выпускает брендовую для региона продукцию: новогрудские сыры, квас на рисе и другую.
Опыт Новогрудка показывает: важны даже мелочи. Возьмем, например, аллею фонарей в сквере в центре Новогрудка, которая появилась лет пять назад. Она пусть и не имеет особой исторической значимости, но создает приятную атмосферу в городе. Тоже важный и для самих жителей, и для туристов момент.
Это перспективно
– Большой вклад в развитие туризма вносят и индивидуальные предприниматели. Так, вскоре откроются два объекта питания и две новые частные гостиницы. Также индивидуальный предприниматель выкупил гостиницу ЖКХ, сейчас там идет ремонт, – рассказала Светлана Королько. – В апреле небольшая гостиница открылась в историческом здании в центре Новогрудка. В общей сложности, когда все эти объекты размещения будут работать, они смогут принять порядка 350 гостей. Это не считая агроусадеб и гостевых домов.
Частный бизнес видит для себя перспективы в том числе в сфере услуг: объекты питания, размещения. Чем больше их откроют и чем разнообразнее они будут, тем охотнее гости начнут задерживаться в городе и районе.
– Мы совсем недавно пришли в туристический бизнес: наша мини-гостиница «Гражина» открылась в апреле, единовременно может принять 21 гостя, – рассказала хозяйка гостиница Марина Ракович. – Мы видели, что в городе была потребность в гостиницах. Туристов, в том числе иностранных, до закрытия границ было много, некоторые хотели задержаться в городе дольше чем на день. Поэтому гостиницы Новогрудку нужны. Сейчас немного сложнее, так как границы закрыты. Хотя летом, надо сказать, гостей было много – ехали наши туристы. Надеемся, все вернется и мы будем развиваться вместе с нашим городом. В планах на перспективу – построить ресторан с небольшой гостиницей на втором этаже.
Агротуризм, бум которого наблюдался в начале 2010-х, на Новогрудчине продолжает набирать обороты. За последнее десятилетие количество агроусадеб увеличилось с 16 до 25. А в 2017-м вблизи Свитязи открылся туристско-охотничий комплекс, или Дом охотника, как его чаще называют.
В вопросах туризма как-то уже общепринято и логично фактически не учитывается нынешний год, внесший свои коррективы в показатели посещаемости. Впрочем, на Новогрудчине если иностранных гостей и стало меньше, то вот наши соотечественники куда охотнее поехали открывать для себя родную Беларусь.
– Внутренний туризм, отдых на природе пользуется значительным спросом. В агроусадьбах, Домах охотника в Любче и на Свитязи загрузка по сравнению с минувшим годом повысилась в два раза, – отметила начальник отдела туризма управления спорта и туризма Новогрудского райисполкома Екатерина Кивач.
***