Пасхальное послание архиепископа Гродненского и Волковысского Антония пастырям, диаконам и всем верным чадам Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви

Дорогие отцы, братья и сестры!
Со светлым праздником Пасхи Христовой сердечно приветствую всех вас!
Христос воскресе!
Воистину воскресе!

ep_Antoniy.jpg

Сегодня нас окрыляют слова пасхального тропаря – слова на все времена: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». В них – вся суть миссии Сына Божия на земле: испытать предательство, унижение, поругание, перенести страшную боль на Кресте, сойти в долину смертного мрака – и победить смерть, чтобы каждый из нас имел надежду на жизнь вечную!

Для первого человека звучали приговором слова: В день, когда ты вкусишь от [древа познания добра и зла], смертью умрешь (Быт. 2:17). Воскресение Христово отменило этот приговор, который довлел над человечеством, разрушая весь смысл бытия. «Наш Владыка Христос сокрушил врата медные (Ис. 45:2) и поразил самое лицо смерти. Что я говорю “лицо”? Самое имя ее Он изменил, потому что она уже не на зывается смертью, но успокоением и сном», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
В «Новом Афонском патерике» рассказывается, как человек вместе с Богом может нанести смерти смертельное поражение. Старец Симеон Григориатский умирал в больнице и порой впадал в забытье, по немощи путая некоторые детали. Послушник для проверки спросил его: «Отче, где ты?» В ответ прозвучало: «Я во Христе». «В каком ты городе? – уточнил послушник. – В Афинах, или в Салониках, или где-то еще?» Старец ответил ясно и четко: «Неважно, в Афинах ты или в Салониках. Важно, чтобы ты был во Христе».

Примерно то же самое за две тысячи лет до Симеона Григориатского писал Римлянам апостол Павел: никто из нас не живет для себя […]; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем (Рим. 14:7-8). Кто во Христе, тот перейдет от смерти в жизнь (см. Ин. 5:24). А главное на этом пути – попытаться следовать словам апостола и жить не для себя, но для Бога и ближних!

Каноническим образом Воскресения Христова в православной традиции является икона «Сошествие во ад». То, что изображено на ней, имеет к нам самое непосредственное отношение. «Знай: гроб – сердце: там погребены и содержатся в непроницаемой тьме твой ум и твои помышления», – проповедует преподобный Макарий Великий. Мы все, если будем честны сами с собой, сможем признаться: иногда внутри нас творится сущий ад. Лишь Христос может снять камень с гроба нашей души, освободить и вывести на свет наши чувства, волю и разум. Это произойдет, если мы доверимся Спасителю, Его творческой силе, преображающей грубый материал сердец человеческих в уникальные произведения Божественного искусства.

Святитель Николай Сербский свидетельствует: «Какой художник в мире сем сравнится с Художником Христом, из людей неученых творящим мудрецов, из рыбаков – апостолов, из малодушных – отважных витязей, из развратников – людей святых? Но дабы увидело свет то, что знает и умеет художник, нужно всё необходимое отдать во власть его рук. Ведь и вправду всё вверяется рукам мастеров своего дела. Вот и людей нужно вложить в руки Христовы, чтобы вытесал Он из них, выткал или выстроил всё то, что только Он один знает и умеет».

Вне Христа любой из нас – безвидная и пустая земля, где только тьма над бездной, а со Христом – живая икона. Собственными усилиями человек не может преодолеть этот переход: нужно приобщиться Пречистому Телу и Крови Господа, чтобы жить с Ним одной жизнью. Церковь не устает возвещать нам, что это Тело ломится ради нас, эта Кровь проливается ради нас. Даже сейчас, торжествуя о Воскресении Христовом, Церковь за Литургией напоминает нам о событиях Великой Пятницы, чтобы мы не забыли, какой огромной ценой куплена наша жизнь, наша свобода, наша пасхальная радость.
Нет и не может быть Воскресения без Голгофы, без Креста и гвоздей, копья и терний. Если мы хотим жить – значит надо умереть. Умереть для себя, чтобы воскреснуть для любви к людям во Христе. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы принимаем Бога друг в друге: ведь само слово «Литургия» переводится с греческого языка как «общее дело». Именно эту благословенную общность и взаимную открытость символизирует давний обычай троекратно обниматься в честь Святой Пасхи. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1 Ин. 3:14) – так просто благовествует об этом апостол Иоанн Богослов.

В эти пасхальные дни желаю всем нам, чтобы наша любовь была деятельной, самоотверженной, решительной, чтобы все мы смогли в чем-то осчастливить наших ближних и стали от этого счастливее сами.

Храни вас Бог, дорогие!
Христос воскресе!
Воистину воскресе Христос!
С любовью о Воскресшем Господе 
+ Антоний, архиепископ Гродненский и Волковысский