Специально для «ГП» Александр Маркевич: «Ставка коллективного Запада на Украину в борьбе за ослабление России уже не приносит нужного результата»

Александр Маркевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— Внимание всего мирового сообщества в эти выходные было приковано ко встрече президентов Беларуси и России, которая проходит в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Это внимание не случайно, поскольку ключевая тема общения глав государств — обсуждение вопросов безопасности Союзного государства в контексте складывающейся военно-политической обстановки.

В чем актуальность данной повестки? Уже всем очевидно, что конфликт на Украине превращается в противостояние с блоком НАТО, и подвижек по его мирному разрешению за последнее время не стало больше. Также по итогам саммита НАТО в Вильнюсе произошла некоторая корректировка тактики действий коллективного Запада.

То, что решения, принятые там, нацелены на продолжение курса эскалации напряженности и продолжение подрывной деятельности «гибридными» формами и методами против России, Беларуси и в целом Союзного государства как общего оборонного пространства, — нет ничего удивительного. Но налицо тенденция повышения роли Польши в эскалации конфликта в Европе по трансформации однополярного мира в многополярный. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, ставка коллективного Запада на Украину в борьбе за ослабление России уже не приносит нужного результата. Украинский «контрнаступ» буксует, существенных результатов нет, задействуются уже стратегические резервы ВСУ из-за огромных потерь в живой силе и технике, плюс начинается российское наступление на северном фланге военных действий. Также существенные удары по припортовой украинской инфраструктуре приводят к невозможности поставки вооружений и техники морским путем и вывозе украинского зерна по этому маршруту, что приближает Украину к окончательному экономическому банкротству.

Во-вторых, на прошедшем саммите НАТО звучало и обсуждалось предложение о возможности вхождения Украины в блок по частям, начиная с ее западных областей. Какие решения приняты, нам неизвестно, однако риторика польского истэблишмента показывает, что оно, как минимум, не было однозначно отклонено. Это открывает перспективу под маркой введения, к примеру, польско-литовско-украинского воинского контингента на Западную Украину, реализации «заветной» мечты польских политических кругов о возврате западных украинских и белорусских земель в состав Польши. Такие предложения не новы и звучали публично в выступлениях польских руководителей еще в начале этого года и имеют место сейчас.

В-третьих, осенью в Польше состоятся парламентские выборы (местные они перенесли, совместив с выборами в Европарламент). Естественно, польским правящим кругам на фоне увеличения расходов поляков, повышения уровня инфляции, отсутствия роста в экономике сложно записать себе в актив и предложить польскому обществу что-то другое, кроме милитаризации, увеличения военных расходов и так далее с реализацией «национальной идеи» государства «от моря до моря».

В-четвертых, уже реализуемая программа беспрецедентного увеличения численности польских вооруженных сил, их перевооружения на новые образцы техники и создание многофункциональной военной инфраструктуры, приближения их непосредственно к границам Союзного государства требует огромных ресурсов и конкретизации цели, для чего все это. «Восстановление исторической справедливости» — это вполне удобоваримая цель для польского общества.

В-пятых, Польша много вложила в Украину в плане обеспечения оружием и боеприпасами, отправки наемников, транзитных возможностей, ремонта вооружения и техники, приема беженцев. Естественно, это требует компенсации затрат, а кроме расплаты территориями Украина уже ни на что не способна, поскольку суверенностью и возможностью отстаивать свои национальные интересы давно не обладает.

Думаю, это еще не все, но тенденция очевидна…

Каковы наши интересы во всем этом? Конечно, мы не можем допустить вхождения западных украинских территорий в состав Польши. Размещение польского военного контингента там — это прямой путь к этому, потому что это сразу же усилит реваншистско настроенные польские силы, имеющие виды на наши западные земли, укрепит их политические позиции и откроет зеленый свет в реальную польскую политику. Кроме того, что еще более опасно, это откроет дорогу процессу передела границ в Европе, который может привести не к локальному, а общемировому конфликту. И в этом кроется главная опасность. Ведь послевоенное устройство мира после 1945 года – это клубок взаимных уступок и противоречий, где понятие «исторической справедливости и ее восстановления» приведут к вооруженным конфликтам, как минимум, на целом континенте.

К тому же с точки зрения обеспечения национальной безопасности нашего государства мы не заинтересованы никоим образом, чтобы блок НАТО находился на наших северо-западных, западных плюс еще и южных рубежах.

Гродненская правда