Сентябрьскую теплую погоду называли аномальной. Есть ли повод для беспокойства?

Сентябрьскую теплую погоду называли аномальной. Есть ли повод для беспокойства?

В течение трех декад сентября отмечалась очень теплая погода со среднесуточной температурой от +13,7 °С по северо-востоку до +18,5 °С по западу.

Осень в этом году к нам явно не торопилась, пишет СБ. Первые холода появились только с началом октября, а соцсети пестрели фотографиями осенних цветущих каштанов и плодовых деревьев. Так что же происходило с погодой?

В разных культурах периоды осенних возвратов тепла имеют свои названия. В Болгарии и Сербии именуют цыганским летом, в немецкоязычных странах — старушечьим летом, в Голландии — послелетьем, в Северной Америке — индейским летом. У славян бабье лето — «пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины». Этот период называют также «паутинное лето», «Марьина, или Марфина, пряжа», поскольку в теплом воздухе летает паутина. Есть и астрономическая теория, согласно которой название произошло от созвездия Плеяд, его на Руси называли Бабой. Это созвездие отчетливо видно во второй половине сентября.

Ищем причину

Начальник отдела краткосрочных прогнозов погоды, неблагоприятных и опасных явлений службы метеорологических прогнозов государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» (Белгидромет) Марина Лукша объясняет:

— В течение трех декад сентября отмечалась очень теплая погода со среднесуточной температурой от +13,7 °С по северо-востоку до +18,5 °С по западу. Такой характер погоды на нашей территории был обусловлен преобладанием юго-западных ведущих потоков в атмосфере, обеспечивающих приход теплых воздушных масс, и господством антициклонального характера погоды, способствующего большему дневному прогреву воздуха на фоне ясного неба. Кстати, в 21 из 30 дней этого периода погодные условия определялись областью повышенного атмосферного давления.

— Средняя температура воздуха за сентябрь была на 3,5 °С выше климатической нормы и составила в среднем по Беларуси +16,2 °С, — рассказывает ведущий инженер-метеоролог отдела изучения изменений климата службы метеорологического и климатического мониторинга, фонда данных Белгидромета Елена Комаровская. — Такой теплый сентябрь выдался впервые за весь период инструментальных наблюдений. Повышенная температура вызвала повсеместную засуху (дефицит увлажнения) — в среднем по стране выпало 20,4 мм осадков, или 38 % нормы осадков.

Температура воздуха днем на протяжении месяца в основном превышала 20-градусную отметку, в отдельные дни поднималась выше +25 °С. Максимального значения (+29,2 °С) температура воздуха достигла днем 13 сентября на станциях Брест и Пружаны.

В ночные часы большей частью температура превышала +10 °С, однако в отдельные сутки местами была ниже +5 °С. Самая низкая температура воздуха отмечена на станции Езерище 26 сентября и составила -0,1 °С.

Что несет долгое тепло

В нашей стране выращивается огромное количество сельскохозяйственных культур. Все они разные, и соответственно затянувшееся лето кому-то подходит, а кому-то нет. По словам начальника отдела агрометеорологии службы гидрологии и агрометеорологии Белгидромета Олега Клинцевича, в сентябре складывались очень благоприятные агрометеорологические условия для проведения уборочных работ:

— Комфортная теплая погода позволяла поддерживать хорошие темпы уборки крупяных культур, кукурузы, картофеля, поднятия льнотресты, заготовки овощей и кормов. Разумеется, сухая и солнечная погода способствовала накоплению сахаров в корнеплодах сахарной свеклы, созреванию и просыханию зерна кукурузы.

В то же время довольно сложная агрометеорологическая обстановка складывалась для проведения сева и появления всходов озимых зерновых культур. Из-за дефицита осадков и повышенного температурного режима шла потеря почвенной влаги. К середине месяца верхний десятисантиметровый слой почвы почти на всей территории страны оказался слабо увлажненным или сухим.

Из-за недостатка влаги уменьшились приросты корнеплодов, не лучшим образом складывались условия для формирования урожая поздних овощей, ухудшалось состояние зеленой массы кукурузы.

Редкие дожди во второй половине сентября увлажнили почву неравномерно, преимущественно в юго-западной части и центральном регионе страны, на остальной ее территории — местами. По последним данным, на значительной территории Могилевской области и в ряде районов Витебской в верхнем слое почвы по-прежнему влаги мало, а во многих районах Гомельщины он почти сухой.

Да, тепло хорошо не для всех культур, но и мы научились подстраиваться — достаточно вспомнить стратегию адаптации сельского и лесного хозяйства к изменениям климата до 2025 года. И это подра­зумевает не только выращивание арбузов (а белорусские бахчевые, кстати, вкусные и сладкие), но и увеличение посевов озимых (уборка которых начинается на 2—3 недели раньше) и засухоустойчивых культур. И выращиваем мы все больше южных фруктов и овощей.

Не бабье, а затянувшееся

Из-за задержавшегося тепла многие начали связывать высокие температуры и цветение деревьев с бабьим летом. Ведущий научный сотрудник Института природопользования Национальной академии наук Беларуси Ирина Данилович опровергает такое представление, утверждая, что оно еще даже не наступило:

— В метеорологии нет такого понятия, как «бабье лето». Есть возврат тепла, который происходит после похолодания. А поскольку похолодания как такового в сентябре не было, есть только небольшой спад температуры, то с уверенностью можно сказать, что мы наблюдали затянувшееся лето. Смещение сезонов и повышенные среднесуточные температуры ясно указывают на изменения климата. В подтверждение своих слов приведу данные средних и максимальных значений температуры воздуха за сутки по 45 метеорологическим станциям за 1991—2020 годы. 

Она составляла 12,5 °С в сентябре, 6,6 °С в октябре, 1,4 °С в ноябре и увеличилась на 2—3 °С за последние 30 лет. Основное влияние на изменения климата оказывает именно деятельность человека.