Как наша Конституция развивается вместе со страной

Сказано

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Помню, журналисты некоторые умно рассуждали: «А ­Лукашенко‑то зачем была эта Конституция новая?..» Но я хочу настоящей демократизации, насколько это возможно в этот момент. Я хочу, чтобы люди жили по закону! В тот период времени, когда переход будет к новой власти, даже к новому поколению, нам надо обезопасить страну. Нам надо обезопасить тех патриотов, которые хотят жить в этой стране. Я из этого исходил, предлагая вам изменения в новую Конституцию.
Во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.

15 марта Беларусь отмечает День Конституции, и праздник в этом году имеет две важные особенности. Основному Закону страны – 30 лет. И нынешнюю дату можно назвать судьбоносной. Беларусь, по сути, вступает в новую конституционную эпоху. Два года назад мы обновили Конституцию, чем дали старт эволюционной модернизации нашей политической системы и укрепили безопасность.

По воле народа

Итак, принятая 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь Конституция являлась первой в истории суверенной страны. Затем в Основной Закон вносились изменения в 1996 и 2004 годах. И наконец, масштабной корректировке текст Конституции подвергся в 2022‑м, когда изменения коснулись преамбулы и 85 статей, появилось 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Основной Закон был дополнен новой главой – Всебелорусское народное собрание.

000642_2310264853.jpg

– Несмотря на то что Беларусь по историческим меркам – государство очень молодое, у нас уже сформировались национальные правовые механизмы, основой которых и является Конституция. Причем ее трансформация происходила со свойственной белорусам осторожностью и последовательностью, – отмечает  депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич. 

– Благодаря политике ­Президента и его инициативам нам удалось избежать конституционных кризисов, а внесение изменений в Основной Закон осуществлялось исключительно на основе всенародного обсуждения и по воле народа. Такие подходы позволяют без каких‑либо серьезных потрясений строить молодое белорусское государство на основе идей социальной справедливости. По сути, идеи, заложенные в белорусской Конституции, стали идеологией государства, которая удовлетворяет не только подавляющее большинство нашего населения, но и является примером для многих стран.

Стабильность на далекую перспективу

Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин делает акцент на свое­временности обновления Основного Закона страны. Подчеркивает, что белорусская Конституция всегда отвечала всем тем вызовам времени, которые встречались в белорусской истории. Кстати, задачу обновить Конституцию (а произошло это в 2018 году на встрече с судьями Конституционного Суда) Глава государства ставил как раз с учетом опыта государственного строительства, который Беларусь приобрела более чем за два с половиной десятка суверенных лет, а также окружавшей нас геополитической реальности.

Screenshot_7.jpg

– Развивается и наше общество, – обозначает Алексей Авдонин. – А ведь потребность во внесении дополнений и изменений в Конституцию отражает запрос общества на необходимость повышения уровня народовластия. Результатом этого запроса стало, скажем, закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания. Закрепились и нормы по защите наших традиционных ценностей, связанных с историей, семьей, отношением мужчин и женщин. Все это требовало относительно быстрых решений.

Мы наблюдаем, что наши враги, оппоненты перестроили модели воздействия на суверенные государства – пытаются их расшатать изнутри. И как раз те дополнения и изменения, которые были внесены в Конституцию через народный референдум в 2022 году, обеспечили стабильность нашего государства и нашего общества на далекую перспективу.

Гарантия от опасных случайностей

О том, как именно обновленная Конституция позволит укрепить безопасность Беларуси, эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко рассказывает более подробно. Основной Закон страны, констатирует он, прежде всего закрепляет и бронирует наши народные традиции и национальные устои:

000057_125652.jpg

– То, во что в первую очередь целились наши противники. Речь об исторической правде, памяти о Великой Отечественной войне, массовом героизме белорусского народа, а также о семейных ценностях. Именно с разрушения и запрета таких факторов размывалась национальная идентичность, подменялась ложными европейскими западными ценностями, превращая целые народы этих стран в жертвенную массу.  

Отсутствие конституционных гарантий сделало возможными тот хаос и нацистскую вакханалию в Европе, Украине и странах Балтии, когда с ветеранов сдирают ордена, разрушают памятники воинам, павшим за освобождение этих же стран от нацизма, преследуют по языковому и национальному признаку. Гендерный маразм вообще превратил традиционную семью в запретную тему. 

Показательным в этом плане стал референдум в Ирландии, где правительство предложило «одемократить» либеральными новеллами Конституцию и подменить неопределенным понятием роль женщины в семье. Более 80 процентов ирландцев высказались против таких изменений и пожелали придерживаться традиционных семейных принципов. И это говорит о том, что там сработала конституционная гарантия семейной ценности. Если бы это не было прописано в основном законе Ирландии, то правительство популистов смогло бы ввести в действие свою антисемейную норму. А так приходится считаться с мнением граждан. Вот и у нас теперь эти вопросы исторической памяти и традиционных ценностей защищены Конституцией от одиночного всплеска демократического волюнтаризма.

К слову, самым важным аспектом защиты конституционного строя, по мнению Александра Тищенко, следует считать включение в нашу жизнь Всебелорусского народного собрания со значимым спектром полномочий:

– Это еще один рубеж гарантий от опасных случайностей и враждебного вмешательства. Теперь любое значимое новшество в жизни страны должно будет проходить через дополнительный фильтр решений и оценки народного представительства.

«Мы сами формируем собственное государство»

Менялась в последние годы не только Конституция. В развитие были приняты и откорректированы около 90 законов. Шутка ли, данную работу депутаты Палаты представителей Национального собрания полностью выполнили менее чем за два года. Так, приняты законы «О Всебелорусском народном собрании», «Об основах гражданского общества», внесены изменения в законы, регулирующие полномочия органов власти, деятельность политических партий и других организаций, в иные нормативные документы. Заслуга парламентариев не только в этом. Ряд из них были членами конституционной комиссии, другие активно участвовали в диалоговых площадках. Собирали мнения, предложения, слушали, разъясняли.

896c4fee99d9046aa7dee49cd9f0fdb2.jpg

– Они четко выполнили свой функционал, в очень сложный для нашего государства этап сделали все возможное, чтобы сохранить государство, стабильность в нашей стране, – говорит Николай Бузин, помощник председателя Палаты представителей Национального собрания. – В чем заслуга Парламента? Он, пока на нас пытались давить, разорвать, уничтожить, законодательно сумел создать сферу безопасности для страны. Наша политическая система, в том числе благодаря данным изменениям, показала стабильность и возможность дальнейшей адаптации…  

Кроме того, мы не оглядываемся по сторонам, мы сами, принимая свои решения, строим в собственном государстве свое будущее и свое настоящее, форматируем его под себя, наших детей и внуков, под нашу государственность и наши национальные особенности. Мы – люди, которые сами формируют собственное государство.

Акценты

Основными новациями обновленной в 2022 году Конституции стали:

  • институционализация Всебелорусского народного собрания;
  • внимание к сохранению исторической памяти;
  • провозглашение развития в стране атомной энергетики в мирных целях;
  • закрепление понятия брака как союза мужчины и женщины;
  • провозглашение проявления патриотизма основным долгом каждого гражданина страны;
  • запрет финансирования избирательных кампаний из‑за рубежа;
  • перераспределение части полномочий ­Президента;
  • усиление гарантий социальных прав для семей с детьми, лиц с ограниченными возможностями, молодежи, ветеранов войны и труда, гарантии пенсионного обеспечения.

Гродненская правда