Советы психолога родителям первоклассников

Поступление в школу – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. Это период адаптации (привыкания) организма ребенка к систематическому обучению.

От того, как он пройдет, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

О неблагоприятном течении адаптационного периода сигнализирует:

 снижение массы тела;

 нарастание количества астено-невротических реакций (быстрая утомляемость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.);

 снижение гемоглобина крови;

 ухудшение нервно-психического здоровья: головные боли, нарушение сна, изменение аппетита и др.;

 снижение или повышение артериального давления;

 падение общего мышечного тонуса, приводящего к нарушению осанки.

Оптимальный срок адаптационного периода длится один-полтора месяца. Для каждого ребенка он может быть индивидуально растянутым во времени в зависимости от факторов, влияющих на характер его протекания.

Плохое настроение — тревожный симптом.

По каким признакам родители могут понять, что ребенок плохо привыкает к школе?

 Стал много плакать.

 Только пошел в школу — тут же заболел.

 Стал плохо спать.

 Чувствует себя утомленным.

 Появилась раздражительность.

 Жалуется на головные боли.

 Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняется настроение.

Надо быть внимательным к таким симптомам.  В первые месяцы надо как можно чаще расспрашивать первоклассника о его чувствах в школе, что ему там понравилось, и фиксировать его внимание на позитивных моментах. Говорить о том всем хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях…  Так формируется позитивное отношение к школе и к обучению.

Если вы хотите, чтобы из вашего ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за неуспехи и грязь в тетради.

Напоследок некоторые ответы на актуальные вопросы, которые «прояснят» проблемную ситуацию.

 В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности.

 Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

 Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

 Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

 Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребенка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

 Не загружайте ребенка новыми кружками.

 Не меняйте резко отношения в семье («Ты теперь большой, должен сам мыть посуду» и т. д.)

И помните, что детские проблемы не проще взрослых.  Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а школьный психолог вам в этом обязательно поможет.

Юлия ПРОДАНЕЦ,

психолог

Добавить комментарий