Мина замедленного действия в школьном портфеле. Есть ли польза ребенку от мобильного телефона?

В прошлом году дочка-четвероклассница огорошила прямо с порога: «Мама, буквы на доске расплываются, совсем не вижу, что учительница пишет». Естественно, уже на следующий день мы были в кабинете окулиста, которая вынесла вердикт: «Прогрессирующая близорукость. Ограничьте время пользования мобильным телефоном до 20 минут в день». Дочка, конечно, сразу приуныла: «Мама, а что мне теперь на переменках делать? У нас все ребята в планшетах сидят».
Современные школьники ведут себя на переменах иначе, чем в прошлом их родители. Мальчишки не дергают девчонок за косички и не играют в пятнашки. У детей другая игрушка — их внимание завоевал мобильный телефон. А между тем врачи бьют тревогу: телефоны отбирают у детей здоровье. Две основные проблемы школы — статическая нагрузка и зрительное напряжение. Сейчас на переменах дети собираются вокруг мобильных телефонов и всю перемену играют. Движения уже нет.
Итоги медико-санитарного совета, который состоялся в Кореличах в конце ноября, не могут не шокировать: из 1729 учащихся района у 747 выявлены нарушения здоровья. Почти половина из них (303 человека) — с нарушением зрения, у 43 обнаружен сколиоз. Становится актуальной и проблема лишнего веса.
Возможности гаджетов не только лишают здоровья, они мешают детям учиться. Дети беззастенчиво используют их в качестве калькуляторов, скачивают контрольные работы, пользуются так называемыми решебниками. Действительно, зачем напрягаться, если мобильный помощник всегда под рукой?
В нескольких странах мира детям и подросткам запрещено пользоваться мобильными телефонами и смартфонами в школах. Запрет на использование телефонов учащимися в том или ином виде существует в США, Франции, Греции, Таджикистане, Азербайджане и ряде других стран. Как правило, ученикам разрешается приносить телефоны в школу, но нельзя доставать их из портфеля, разговаривать по сотовой связи, а также фотографировать и вести аудио- и видеозапись. За соблюдением правил следят преподаватели, а за нарушение ученикам грозят замечания и строгие дисциплинарные взыскания за особо злостные проступки, например, использование телефона в качестве шпаргалки во время экзаменов.
Такие же правила действуют и в большинстве белорусских школ. Кореличский район не исключение.
— Мы видим, что у детей появилась телефонная зависимость, — отмечает начальник управления образования Кореличского райисполкома Ирина Осташевич. — Несколько лет назад в главном документе каждого учреждения образования — школьном уставе — появился пункт, запрещающий использование средств мобильной связи и других предметов, которые мешают образовательному процессу. Конечно, в школе телефоны у детей не забирают, но за несоблюдение устава учреждения образования поведение таких учеников расценят как неудовлетворительное.
Не секрет, что чувство зависти к однокласснику с более современным телефоном провоцирует кражи. Как рассказал начальник инспекции по делам несовершеннолетних Кореличского РОВД Дмитрий Алешкевич, такие происшествия на территории района не зарегистрированы. Однако бывают случаи, когда ребенок дает телефон поиграть однокласснику, а тот его нечаянно разбивает. Как правило, такие инциденты заканчиваются конфликтами между родителями и детьми. И подростки, и родители должны помнить, что умышленное повреждение имущества чревато штрафом до 50 базовых величин.
Одним педагогам с этой проблемой, безусловно, не справится. Тандем «учитель-родитель» должен играть решающую роль в обезвреживании мины замедленного действия в школьном портфеле. Все чаще на родительских собраниях звучит тема здоровья детей и профилактики телефонной и компьютерной зависимости.
— Конечно, без родителей мы как без рук, — заверяет директор средней школы №1 г.п. Кореличи Елена Вербицкая. — Посудите сами: в этом году по сравнению с минувшим число учеников нашей школы с ослабленным зрением выросло почти на 5%! У многих диагностированы сколиоз и плоскостопие. Обо всем этом мы говорим на родительских собраниях и находим поддержку.
Многодетная мама из Корелич Наталья Жук считает, что в школе дети должны учиться, а не отвлекаться на телефонные игры или социальные сети.
— Мои старшие дочери пользуются телефонами, но в разумных пределах, — говорит она, — младшему пока не покупаем, рано еще. У детей очень быстро появляется зависимость от гаджетов. Не в лучшую сторону меняется характер, кроме телефона или компьютера ничего уже не интересует. О так называемых группах смерти, думаю, все наслышаны уже давно. Поэтому время пользования телефоном или компьютером мы ограничиваем до часа или полутора, контролируем, что ребенок делает в сети.
Любой современный родитель понимает, что запретить пользование мобильным телефоном нельзя, ведь запретный плод, как известно, сладок. А вот следить за тем, как и сколько ребенок пользуется мобильным устройством, нам с вами по силам.
Инна ЛЕЙКО