Руслан Абрамчик: «Обновленный Кодекс об образовании упорядочит обучение в соответствии с требованиями времени»

Руслан Абрамчик: «Обновленный Кодекс об образовании упорядочит обучение в соответствии с   требованиями времени»

Руслан Абрамчик, начальник главного управления образования облисполкома:

– Кодекс об образовании является всеобъемлющим документом для сферы. Он не только вводит новшества в работу системы образования, но и фиксирует те явления объективной реальности, которые сложились в работе учреждений системы образования в целом. Предыдущая редакция, принятая в 2011 году, сыграла свою важную организующую роль для нашей системы, позволила ей оставаться доступной, обеспечить высокое качество работы учреждений. Вместе с тем время, новые явления и процессы требуют изменений, они привели к выходу новой редакции кодекса. Это не внезапный процесс. Принятие закона происходило планомерно: на протяжении всего 2021 года проходили обсуждения в трудовых коллективах, состоялись два парламентских чтения по вопросу внесения изменений и дополнений в закон, также были проведены отдельные парламентские слушания с участием профессиональной общественности. Каждая статья прошла через экспертизу не только законодателей, но и профессионалов в системе образования, в том числе и на местах.

Детский сад вместо яслей

Какие новации в Кодексе об образовании? В первую очередь упорядочивание наименований учреждений образования. Это коснется и дошкольного образования. Теперь ясли, ясли-сад, детский сад будут называться одинаково – детский сад. Уходят и такие сложные конструкции, как, например, «учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа». Фактически остается учреждение образования «средняя школа», у которого есть право реализовывать программы дошкольного образования. Вводится единое наименование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – колледж.

Учебный год до 31 августа

Обновленный Кодекс об образовании содержит норму, которая предусматривает продление учебного года. Это своего рода фиксация сложившейся практики. Если раньше учебный год начинался с 1 сентября и длился до 31 мая, то сейчас его продлили до 31 августа. Все три летних месяца учреждения образования работали с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса. Это и производственная практика, и работа объединений по интересам, детских пришкольных лагерей. Фактически ни на один месяц, ни на один день учебно-воспитательный процесс не прерывается, поэтому мы и фиксируем в кодексе, что учебный год длится с 1 сентября по 31 августа.

В первый класс раньше 6 лет

Находит отражение в кодексе и такое явление, как зачисление в первые классы детей, не достигших шестилетнего возраста. В предыдущей редакции дети, которым еще не исполнилось шесть лет, могли быть зачислены, если их день рождения наступал в период с 1 по 31 сентября. Очень востребованным, и это подтверждает Министерство образования, было зачисление детей, которые немного младше. Подавляющее большинство таких обращений касалось детей, родившихся до Нового года. Сейчас эта норма внесена в редакцию кодекса. Право принимать решение о зачислении на основании медицинского документа передано руководителю учреждения образования. В целом децентрализация многих процессов в системе образования нашла отражение в кодексе. Многие полномочия уходят от вышестоящих к нижестоящим уровням, к местным органам исполнительной власти, руководству учреждений образования.

Шестой школьный день

На основании норм, заложенных в новую редакцию кодекса, преобразится шестой школьный день. Если раньше в субботу могли организовываться факультативные занятия для учащихся X-XI классов, то с целью разгрузки учащихся среднего звена в дальнейшем в этот день заниматься на факультативах могут учащиеся V-XI классов.

Микрорайон – школа

В числе новаций закрепления микрорайонов за учреждениями образования. Данный подход позволит зафиксировать преимущества учащихся, проживающих в районе этой школы. Вместе с тем это совершенно не означает, что двери данного учреждения образования будут закрыты для детей из других микрорайонов. Они могут претендовать на имеющиеся свободные места. Также функция решения спорных вопросов по этой тематике, проблемы зачисления в городские школы учащихся из пригородов будут согласовываться на уровне местных исполнительных органов, райисполкомов, администраций в городах.

Централизованный госэкзамен

Одним из самых ярких нововведений, пожалуй, является введение централизованного государственного экзамена за курс средней школы. Изменения в аттестации приведут к тому, что для учащихся XI классов, начиная с выпускников 2023 года, намного упростится процесс как завершения обучения в школе, так и поступления в вуз. С окончанием обучения ребята-выпускники будут сдавать два экзамена по русскому (белорусскому) языку и математике в формате централизованного тестирования, затем получать сертификат, который будет влиять на итоговую оценку за курс средней школы. Эти же сертификаты могут быть использованы для поступления в высшие учебные заведения. Это нововведение потребует от педагогов, методистов определенной работы на протяжении 2022-2023 годов по подготовке детей к сдаче экзамена именно в формате ЦТ.

Социализация и инклюзия

Будут совершенствоваться подходы по обеспечению инклюзии при организации образовательного процесса. Это произойдет за счет вполне конкретных мероприятий, таких, как, например, введение обучения на дому на уровне дошкольного образования, также введение на уровне общего среднего образования возможности совмещать обучение на дому и в учреждении образования. Это позволит социализироваться детям, имеющим особые потребности.

Дистанционное обучение

Видим мы и совершенно новые формы организации учебного процесса. Это дистанционная форма получения образования. Такой вид образования является самостоятельной формой организации процесса преимущественно на уровне высшего образования, в рамках которого будут организованы обучение и контроль знаний при помощи современных информационно-образовательных систем.

Обращает на себя внимание и новелла в виде республиканской информационно-образовательной среды. Ее контуры уже очерчены в отдельных статьях кодекса. Надо сказать, что эта среда объединит существующие ресурсы, информационные системы, банки данных, сети для того, чтобы обеспечить единообразное исполнение законодательства в Республике Беларусь по защите персональных данных, чтобы создать условия для унификации образовательного процесса. Как это сложилось уже на едином информационно-образовательном ресурсе с целью транслирования лучшими педагогами страны своей практики организации процесса обучения со всеми учреждениями республики. Эти новшества позволят дальше развивать подходы, сложившиеся в рамках 2020-2021 годов.

Центры компетенций

Зафиксирована в кодексе сложившаяся практика организации сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования на базе центров компетенций. Если раньше на базе ресурсных центров в учреждениях профессионального, среднего специального образования занимались учащиеся одной области, то в 2021 году были приняты необходимые нормативные документы, позволяющие пользоваться великолепной базой центров компетенций учащимся со всей республики. Сегодня в стране функционирует 51 центр компетенций, из них 6 – в Гродненской области.

Целевая подготовка

Расширена в кодексе сфера применения целевой подготовки. Если раньше целевую подготовку учреждения образования могли осуществлять только в отношении абитуриентов из числа жителей малых населенных пунктов, то сейчас все населенные пункты Республики Беларусь имеют одинаковые права. Наши отделы образования могут осуществлять подготовку будущих молодых специалистов, которые вернутся именно в города. Это важно для того, чтобы качественно укомплектовывать кадрами учреждения образования во всех типах местности. Мы говорим про равный доступ к качественным знаниям. Это, безусловно, сыграет значительную роль в формировании педагогических коллективов нашей области.