Что такое трейнсерфинг и почему он опасен для жизни

Об опасности трейнсерфинга рассказывает специалист.

В январе этого года на канале Youtube появился видеоролик «Зацеп ласточки и запал с побегом» некоего начинающего блогера, который демонстрирует самовольный проезд на наружных конструктивных элементах поезда Минск-Москва (Ласточка) со своим знакомым Назаром из Витебска со станции Минск-Пассажирский до станции Орша-Центральная и обратно.

Основная цель контента – поднять самооценку в глазах своих друзей, показать, какие они крутые парни, которым море по колено. Вместе с тем, молодые люди не понимают, какой опасности они подвергают свои жизнь и здоровье, создают угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, подают отрицательный пример другим.

Трейнсёрфинг (от англ. train – поезд и surfing – сёрфинг, «езда вдоль поверхности») – это проезд снаружи поездов. Также используются термины трейнхоппинг, трейнхоп (от англ. train hop – запрыгивание на поезд) или зацепинг) – способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, переходных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа) либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, неофициально практикующие данный способ проезда, именуются трейнсёрферами, трейнхопперами или зацеперами. Для проезда снаружи грузовых поездов также используется термин фрейтхоп (англ. freight – грузовой).

На сегодняшний день проезд снаружи поездов имеет распространение во многих странах мира и практикуется преимущественно молодёжью и вольными путешественниками.

При проезде снаружи поездов лица, практикующие его, могут подвергаться риску травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети и силового электрооборудования подвижного состава.

Проезд снаружи поезда опасен, потому что снаружи отсутствуют элементы пассивной безопасности вагона, зато есть возможности поражения электрическим током от контактной сети и оголённого электрооборудования, столкновения с препятствиями при езде вне габарита.

Периодически на железных дорогах мира происходят случаи гибели или серьёзного травмирования людей, проезжающих снаружи поездов.

Как правило, при проезде снаружи поездов травмируются или погибают дети и несовершеннолетние подростки, которые не понимают всех опасностей и особенностей устройства подвижного состава. Среди трейнсёрферов нередко встречаются любители риска и острых ощущений, которые для получения адреналина или выполнения рискованных трюков пренебрегают осторожностью при поездке или даже идут на заведомо опасные действия. Например, касаются электрооборудования, что приводит к несчастным случаям. На безопасность проезжающего снаружи поезда человека могут повлиять различные нештатные ситуации, такие как резкие рывки вагонов, резкое изменение погодных условий, обрыв поручней, появление на пути следования негабаритного места, провисание или обрыв контактной сети, либо наличие на ней посторонних предметов, поломка токоприёмников, разрыв сцепки и саморасцеп вагонов во время движения, сход с рельс, столкновение поезда с посторонним предметом.

11.JPG

Причинами несчастных случаев являются:

  • Потеря равновесия и падение с поезда во время движения.
  •  Поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам на крыше подвижного состава.
  • Термические ожоги при прикосновении к нагретым тормозным резисторам на крыше.
  • Столкновение с препятствиями (платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей и т.п.) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше.
  • Падение под колёса при неудачной попытке запрыгнуть на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами, или спрыгнуть с вагона на ходу.
  • Падение и травмирование при попытке запрыгнуть на поезд или спрыгнуть на большой скорости.

На большинстве железных дорог мира проезд снаружи поездов является нарушением правил проезда пассажиров и административного законодательства.

Статья 18.3. КоАП Республики Беларусь «Нарушение правил пользования транспортными средствами железнодорожного транспорта»

1. Самовольный проезд в грузовом поезде, либо посадка в поезд или высадка из него во время движения, либо проезд на подножке или крыше вагона, либо самовольная остановка поезда без необходимости – влекут наложение штрафа в размере от шести десятых до трех базовых величин.

3. Открытие дверей транспортного средства железнодорожного транспорта во время движения влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Уважаемые граждане, железная дорога является объектом повышенной опасности и не прощает нарушений установленных правил поведения. Берегите себя.