Комитет госконтроля Гродненской области установил факты нарушений лесного законодательства

Комитетом государственного контроля Гродненской области совместно с представителями прокуратуры, работниками Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, с участием первого заместителя председателя Гродненского облисполкома проведена коллегия по вопросу эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Государственной программы «Белорусский лес», разработку ЕГАИС, в целях обеспечения учета заготовленной древесины на всех стадиях ее производства, а также эффективности использования лесных ресурсов.

В ходе коллегии было отмечено, что в области на реализацию мероприятий Государственной программы «Белорусский лес на 2021-2025 годы», утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2021 года № 52, лесохозяйственным учреждениям в 2021 году выделено бюджетных ассигнований в сумме 20,6 млн руб., которые были освоены в полном объеме.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития лесного хозяйства на январь-март 2022 года Гродненским ГПЛХО выполнены. Заготовлено 600 тысяч кубических метров древесины, что составило 120 процентов к доведенному заданию. На экспорт отгружено древесины на 5 миллионов долларов (131% к заданию). Выручка достигла 65 миллионов рублей, что составляет 133 процента к аналогичному периоду 2021 года.

Вместе с тем контрольно-аналитическими мероприятиями установлено, что лесхозами допускаются нарушения бюджетного законодательства, факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Лесохозяйственными учреждениями Гродненской области не обеспечена реализация древесины в заготовленном виде физическим лицам вне биржевых торгов в строгом соответствии с требованиями законодательства.

За период 2018-2020 гг. по этой причине только пятью лесхозами недополучена выручка в общей сумме 2895,0 тыс. руб.

Не принимаются должные меры по соблюдению законодательства при работе в Единой государственной автоматизированной информационной системе. Допускается транспортировка древесины без документа «ТД-ЛЕС» (перевозимая древесина не учтена в ЕГАИС), а также допускается умышленное внесение в систему не соответствующих действительности данных, либо невнесения их в ЕГАИС с целью сокрытия фактов хищения древесины и иных злоупотреблений, связанных с учетом заготовленной древесины.

Так, в одном из  лесхозов установлено наличие на лесосеке 44,79 м куб. древесины, хотя в системе ЕГАИС учтено лишь 23,5 м куб. Таким образом, выявлена недостача древесины в размере 29,71 м3.

В ходе контрольно-аналитических мероприятий установлены и другие факты нарушений лесного законодательства.

На коллегии отмечено, что в целом отрасль работает на достаточно высоком уровне, однако установленные нарушения свидетельствуют о наличии серьезных проблем, устранить которые необходимо в максимально короткие сроки.